Для кого и как можно проводить олимпиады по кооперативному программированию (Миля Райко, OSEDUCONF-2019) — различия между версиями
Материал из 0x1.tv
StasFomin (обсуждение | вклад) |
StasFomin (обсуждение | вклад) |
||
;{{SpeakerInfo}}: {{Speaker|Миля Райко}} <blockquote> В докладе рассказывается об опыте организации с помощью свободно распространяемой системы программирования ПиктоМир олимпиад по кооперативному программированию для младших школьников и школьников средней школы. </blockquote> {{VideoSection}} {{vimeoembed|298785710|800|450}} {{youtubelink|}} {{SlidesSection}} [[File:Для кого и как можно проводить олимпиады по кооперативному программированию (Миля Райко, OSEDUCONF-2019).pdf|left|page=-|300px]] {{----}} == Thesis == Педагогическая практика показывает, что коллективные активности, более продуктивны, чем индивидуальные. Коллективные активности бывают двух типов: кооперативные и состязательные. Кооперативная активность направлена на достижение некоторой общей цели членами одного коллектива, одной команды, состязательная активность требует от участников противоборства и для младших возрастов может оказаться неприемлемой. Однако состязания повышают мотивацию детей, полностью отказываться от них нежелательно. Выходом из этого противоречия могут служить такие соревнования, где состязаются команды, а не отдельные индивидуумы. В простейшем случае — пары, выполняющие кооперативные, т.е. командные, задания. В таких командных соревнованиях состязательные и коллективные активности сочетаются и дополняют друг друга: внутри команды работа ведётся кооперативно, а состязательность обезличена и возникает только на уровне команд. При этом важно то, что опыт победы или проигрыша переживается ребёнком не индивидуально, а в окружении партнёров по команде. Традиционной формой соревнований в нашей стране являются предметные олимпиады. Такой тип соревнований хорошо проработан методически, поддерживается государством на уровне федерального закона. Наш опыт показывает, что всё многообразие олимпиад удобно разделить на три типа: * олимпиады для профессиональной ориентации, цель: популяризация профессий, связанных с программированием, развитие творческого потенциала учащихся, желающих связать свою будущую профессию с программированием, формирование практического опыта использования программирования для решения творческих задач * олимпиады в клубах и кружках, цель: мотивация детей к более глубокому изучению программирования. * олимпиады как элемент регулярного учебного курса, цель: проверка уже полученных знаний, повышение интереса детей к учебному курсу, дополнительная мотивация детей для дальнейшего изучения данного курса Отдел учебной информатики НИИСИ РАН в 2018 году провёл ряд олимпиад указанных выше трёх типов. Система ПиктоМир и задания олимпиад являются свободно распространяемыми и наш опыт можно использовать для проведения олимпиад всех трёх типов. === Олимпиады для профессиональной ориентации === Необходимым условием для проведения таких олимпиад является знакомство участников с азами программирования и системой программирования ПиктоМир. Пример подобной олимпиады — олимпиада для учащихся 8 — 9 класса «Кооперативные игры по программированию», организованных в рамках муниципального приоритетного проекта «Алгоритмическое мышление: от 0 до 11» на базе МБОУ Сургутский естественно-научный лицей. 10 команд, по 2 человека в каждой, выполняли творческие задания, направленные на демонстрацию навыков в области программирования, умения работать в команде и решать сложные профессиональные задачи. Олимпиада проводилась в один день. Участникам необходимо было выполнить 7 задач. Победители были отмечены дипломами, а остальные — сертификатами участника. Аналогичная олимпиада ранее была проведена для учащихся 5 — 11 классов в Зимней Пущинской Школе. === Олимпиады в клубах, кружках === Данный тип олимпиад не предполагает знакомства ни с азами программирования, ни с системой ПиктоМир. Примеры таких олимпиад: Олимпиада в «Переславском клубе интеллектуальных игр» среди учащихся 7 — 8 классов. Олимпиада проходила в 2 дня. Первый день — знакомство с системой Пиктомир и командная тренировка. Участники были разбиты на пары и получили серию заданий на коллективную разработку. В каждом задании были задействованы два виртуальных робота, команда должна была выполнить задание, запрограммировав совместные действия этих роботов. Второй день — основная олимпиада, для которой был подготовлен пакет из 7 заданий нарастающей сложности. На решение заданий отводилось полтора часа. Команда-победитель выполнила все 7 заданий, остальные команды выполнили по 5 заданий. Олимпиада в Творческой мастерской по робототехнике «Start Junior» г. Москвы среди учащихся 2 — 5 классов. Олимпиада проводилась в один день. Первый час — знакомство с системой Пиктомир и тренировка в парах. Второй час — собственно олимпиада. Для олимпиады был подготовлен пакет из 5 заданий нарастающей сложности. Все команды сумели решить 4 задачи из 5 и заслуженно получили дипломы успешных участников. Все перечисленные Олимпиады вызвали у детей большой интерес и желание продолжить занятия с роботами. === Олимпиады в учебном курсе === Примеры: Олимпиада в рамках курса «Алгоритмика для младшеклассников» в школе 199 г. Москвы. Олимпиада длилась 45 минут. Для олимпиады был подготовлен пакет из 11 заданий нарастающей сложности. Команда победителей решила 11 заданий, остальные команды выполнили по 8 — 10 заданий. Основные трудности у детей возникли с одним из заданий. На него команды потратили больше всего времени и не все команды справились. Наличие подобного трудного задания хорошо тем, что стимулирует контакты детей по завершении олимпиады. Олимпиада в 7 математическом классе школы 179 в рамках курса «Информатика основной школы». Олимпиада проводилась в два дня. Первый день — знакомство с системой Пиктомир и тренировка в парах. Во второй день — олимпиада продолжительностью 1 час. Для олимпиады был предложен пакет из 7 заданий нарастающей сложности. Команда-победитель решила 6 задач, остальные команды — 4 задачи. Для проведения описанных выше олимпиад требуется организовать локальную сеть WiFi ПиктоМир-компьютеров в помещении, где проводится олимпиада. Это требует предварительных усилий и предварительного тестирования. Возможна и организационно более простая схема проведения командной олимпиады. По такой схеме были проведены олимпиада в летнем лагере детский клуб Жени Кац «Солнышково» и в Московской школе 199 в рамках летнего лагеря «Московская смена». Олимпиады проводились как завершающее мероприятие для цикла из 10 занятий. Дети были разбиты на команды по два человека. Каждой команде был выдан один планшет, локальная сеть не организовывалась. На общем планшете, предавая его от одного участника другому, члены команды составляли две программы управления двумя виртуальными роботами, решающими некоторую общую задачу. Олимпиада длилась 45 минут. Основываясь на опыте работы с детьми на предшествующих занятиях, авторы заданий олимпиады старались подобрать задачи так, чтобы хотя бы одна команда показала выдающийся результат, а все остальные команды показали отличный результат. Этот план удалось претворить в жизнь. В итоге все дети были горды своими успехами, понимая, что успехи эти заслуженные. Опыт показал, что участие в описанных выше олимпиадах оказалось комфортным для участников, в том числе и для не вышедших в победители. Все участники уходили с ощущением успеха, заслуженно достигнутого в решении трудных задач. Не было ни одной олимпиады, в которой хотя бы одно задание не было выполнено ни одной командой. Не было ни одной команды, которая выполнила бы менее половины заданий. {{----}} [[File:{{#setmainimage:Для кого и как можно проводить олимпиады по кооперативному программированию (Миля Райко, OSEDUCONF-2019)!.jpg}}|center|640px]] {{LinksSection}} <!-- <blockquote>[©]</blockquote> --> * [1] Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об образовании в Российской Федерации». Глава 11, статья 77 * [2] Головная страница сайта системы ПиктоМир, https://www.niisi.ru/piktomir/ * [3] Бесшапошников Н. О., Кушниренко А. Г., Леонов А. Г. Введение в кооперативное программирование: персональная ответственность — коллективный результат [Электронный ресурс] / Доклад на 14-ой международной конференции SECR2018, Москва, 12.10.2018. https://2018.secrus.org/program/submitted-presentations/cooperative-programming-tasks/ * [4] Леонов А. Г., Бесшапошников Н. О., Мащенко К. А., Прилипко А. А. МетаМир — система для проведения индивидуальных и командных олимпиад по алгоритмике и программированию для дошкольников и младших школьников // Сборник научных статей по итогам международной. науч.-практ. конф. 22-23 декабря 2017 г. Санкт-Петербург: Изд-во «КультИнформПресс», 2017. С. 49–55. * [5] Кушниренко А. Г., Леонов А. Г., Грибанова И. Н., Райко М. В. Проведение цикла занятий «Алгоритмика» в летнем лагере для дошкольников и младшеклассников // Труды НИИСИ РАН. 2018. Т. 8. № 4. С. 181–185 * [6] Н. О. Бесшапошников, А. Г. Кушниренко, А. Г. Леонов, М. В. Райко, И. Н. Грибанова. Кооперативно-параллельное выполнение заданий при проведении дошкольных и школьных командных олимпиад по алгоритмике и программированию // Воспитание и обучение детей младшего возраста. И-во: Издательство "Мозаика-Синтез" — М. № 7, 2018. С. 29–31. eISSN: 2308–6408 <references/> [[Категория:Draft]] [[Категория:OSEDUCONF-2019]] [[Категория:СПО в образовании]] |
Версия 12:06, 11 февраля 2019
- Докладчик
- Миля Райко
В докладе рассказывается об опыте организации с помощью свободно распространяемой системы программирования ПиктоМир олимпиад по кооперативному программированию для младших школьников и школьников средней школы.
Содержание
Видео
Презентация
Thesis
Педагогическая практика показывает, что коллективные активности, более продуктивны, чем индивидуальные. Коллективные активности бывают двух типов: кооперативные и состязательные. Кооперативная активность направлена на достижение некоторой общей цели членами одного коллектива, одной команды, состязательная активность требует от участников противоборства и для младших возрастов может оказаться неприемлемой. Однако состязания повышают мотивацию детей, полностью отказываться от них нежелательно. Выходом из этого противоречия могут служить такие соревнования, где состязаются команды, а не отдельные индивидуумы. В простейшем случае — пары, выполняющие кооперативные, т.е. командные, задания. В таких командных соревнованиях состязательные и коллективные активности сочетаются и дополняют друг друга: внутри команды работа ведётся кооперативно, а состязательность обезличена и возникает только на уровне команд. При этом важно то, что опыт победы или проигрыша переживается ребёнком не индивидуально, а в окружении партнёров по команде.
Традиционной формой соревнований в нашей стране являются предметные олимпиады. Такой тип соревнований хорошо проработан методически, поддерживается государством на уровне федерального закона.
Наш опыт показывает, что всё многообразие олимпиад удобно разделить на три типа:
- олимпиады для профессиональной ориентации, цель: популяризация профессий, связанных с программированием, развитие творческого потенциала учащихся, желающих связать свою будущую профессию с программированием, формирование практического опыта использования программирования для решения творческих задач
- олимпиады в клубах и кружках, цель: мотивация детей к более глубокому изучению программирования.
- олимпиады как элемент регулярного учебного курса, цель: проверка уже полученных знаний, повышение интереса детей к учебному курсу, дополнительная мотивация детей для дальнейшего изучения данного курса
Отдел учебной информатики НИИСИ РАН в 2018 году провёл ряд олимпиад указанных выше трёх типов. Система ПиктоМир и задания олимпиад являются свободно распространяемыми и наш опыт можно использовать для проведения олимпиад всех трёх типов.
Олимпиады для профессиональной ориентации
Необходимым условием для проведения таких олимпиад является знакомство участников с азами программирования и системой программирования ПиктоМир.
Пример подобной олимпиады — олимпиада для учащихся 8 — 9 класса «Кооперативные игры по программированию», организованных в рамках муниципального приоритетного проекта «Алгоритмическое мышление: от 0 до 11» на базе МБОУ Сургутский естественно-научный лицей.
10 команд, по 2 человека в каждой, выполняли творческие задания, направленные на демонстрацию навыков в области программирования, умения работать в команде и решать сложные профессиональные задачи. Олимпиада проводилась в один день. Участникам необходимо было выполнить 7 задач. Победители были отмечены дипломами, а остальные — сертификатами участника.
Аналогичная олимпиада ранее была проведена для учащихся 5 — 11 классов в Зимней Пущинской Школе.
Олимпиады в клубах, кружках
Данный тип олимпиад не предполагает знакомства ни с азами программирования, ни с системой ПиктоМир.
Примеры таких олимпиад:
Олимпиада в «Переславском клубе интеллектуальных игр» среди учащихся 7 — 8 классов. Олимпиада проходила в 2 дня. Первый день — знакомство с системой Пиктомир и командная тренировка. Участники были разбиты на пары и получили серию заданий на коллективную разработку. В каждом задании были задействованы два виртуальных робота, команда должна была выполнить задание, запрограммировав совместные действия этих роботов. Второй день — основная олимпиада, для которой был подготовлен пакет из 7 заданий нарастающей сложности. На решение заданий отводилось полтора часа. Команда-победитель выполнила все 7 заданий, остальные команды выполнили по 5 заданий.
Олимпиада в Творческой мастерской по робототехнике «Start Junior» г. Москвы среди учащихся 2 — 5 классов. Олимпиада проводилась в один день. Первый час — знакомство с системой Пиктомир и тренировка в парах. Второй час — собственно олимпиада. Для олимпиады был подготовлен пакет из 5 заданий нарастающей сложности. Все команды сумели решить 4 задачи из 5 и заслуженно получили дипломы успешных участников.
Все перечисленные Олимпиады вызвали у детей большой интерес и желание продолжить занятия с роботами.
Олимпиады в учебном курсе
Примеры:
Олимпиада в рамках курса «Алгоритмика для младшеклассников» в школе 199 г. Москвы. Олимпиада длилась 45 минут. Для олимпиады был подготовлен пакет из 11 заданий нарастающей сложности. Команда победителей решила 11 заданий, остальные команды выполнили по 8 — 10 заданий. Основные трудности у детей возникли с одним из заданий. На него команды потратили больше всего времени и не все команды справились. Наличие подобного трудного задания хорошо тем, что стимулирует контакты детей по завершении олимпиады.
Олимпиада в 7 математическом классе школы 179 в рамках курса «Информатика основной школы». Олимпиада проводилась в два дня. Первый день — знакомство с системой Пиктомир и тренировка в парах. Во второй день — олимпиада продолжительностью 1 час.
Для олимпиады был предложен пакет из 7 заданий нарастающей сложности. Команда-победитель решила 6 задач, остальные команды — 4 задачи.
Для проведения описанных выше олимпиад требуется организовать локальную сеть WiFi ПиктоМир-компьютеров в помещении, где проводится олимпиада. Это требует предварительных усилий и предварительного тестирования. Возможна и организационно более простая схема проведения командной олимпиады. По такой схеме были проведены олимпиада в летнем лагере детский клуб Жени Кац «Солнышково» и в Московской школе 199 в рамках летнего лагеря «Московская смена».
Олимпиады проводились как завершающее мероприятие для цикла из 10 занятий. Дети были разбиты на команды по два человека. Каждой команде был выдан один планшет, локальная сеть не организовывалась. На общем планшете, предавая его от одного участника другому, члены команды составляли две программы управления двумя виртуальными роботами, решающими некоторую общую задачу. Олимпиада длилась 45 минут.
Основываясь на опыте работы с детьми на предшествующих занятиях, авторы заданий олимпиады старались подобрать задачи так, чтобы хотя бы одна команда показала выдающийся результат, а все остальные команды показали отличный результат. Этот план удалось претворить в жизнь. В итоге все дети были горды своими успехами, понимая, что успехи эти заслуженные.
Опыт показал, что участие в описанных выше олимпиадах оказалось комфортным для участников, в том числе и для не вышедших в победители. Все участники уходили с ощущением успеха, заслуженно достигнутого в решении трудных задач. Не было ни одной олимпиады, в которой хотя бы одно задание не было выполнено ни одной командой. Не было ни одной команды, которая выполнила бы менее половины заданий.
Примечания и ссылки
- [1] Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об образовании в Российской Федерации». Глава 11, статья 77
- [2] Головная страница сайта системы ПиктоМир, https://www.niisi.ru/piktomir/
- [3] Бесшапошников Н. О., Кушниренко А. Г., Леонов А. Г. Введение в кооперативное программирование: персональная ответственность — коллективный результат [Электронный ресурс] / Доклад на 14-ой международной конференции SECR2018, Москва, 12.10.2018. https://2018.secrus.org/program/submitted-presentations/cooperative-programming-tasks/
- [4] Леонов А. Г., Бесшапошников Н. О., Мащенко К. А., Прилипко А. А. МетаМир — система для проведения индивидуальных и командных олимпиад по алгоритмике и программированию для дошкольников и младших школьников // Сборник научных статей по итогам международной. науч.-практ. конф. 22-23 декабря 2017 г. Санкт-Петербург: Изд-во «КультИнформПресс», 2017. С. 49–55.
- [5] Кушниренко А. Г., Леонов А. Г., Грибанова И. Н., Райко М. В. Проведение цикла занятий «Алгоритмика» в летнем лагере для дошкольников и младшеклассников // Труды НИИСИ РАН. 2018. Т. 8. № 4. С. 181–185
- [6] Н. О. Бесшапошников, А. Г. Кушниренко, А. Г. Леонов, М. В. Райко, И. Н. Грибанова. Кооперативно-параллельное выполнение заданий при проведении дошкольных и школьных командных олимпиад по алгоритмике и программированию // Воспитание и обучение детей младшего возраста. И-во: Издательство "Мозаика-Синтез" — М. № 7, 2018. С. 29–31. eISSN: 2308–6408