Конференции-трансляции-таунхоллы-семинары-видеоблоги-скринкасты — ответ один. Швейцарский нож OBS, Open Broadcaster Software

Материал из 0x1.tv

 
(не показано 17 промежуточных версий этого же участника)
Меня часто спрашивают по вопросам, хоть как-то связанным с записью видео-аудио, трансляцией семинаров-конференций, тонкостям скринкастинга… и если раньше я вздыхал, и начинал задавать наводящие вопросы («вам записывать скринкаст под Windows или Linux?», «со звуком или без?», «трансляция на какую аудиторию»…), чтобы потом [http://wiki.4intra.net/Category:%D0%9A%D1%83%D1%80%D1%81_%C2%AB%D0%92%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE_%D0%BD%D0%B0_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B2%D0%B5%D0%B5%D1%80%D0%B5%C2%BB порекомендовать] подходящую софтину, то уже несколько лет, у меня один ответ на все. [https://obsproject.com/ OBS]. 
И это не «Одна Бабка Сказала»™, а [https://obsproject.com/ Open Broadcaster Software].

Мультиплатформенный Швейцарский нож, но с дружелюбным GUI и легкой кривой входа.

* Надо просто записать скринкаст? — нае парьтесь, ставьте, даже такую простую задачу можно и нужно доверить OBS. Нет смысла париться, и изучать 100500 других способов скринкастинга, собранных или не собранных в ваш линукс или винду.
* Надо сделать «профессиональный» MOOC или клип-обзор, т.е. скринкаст с говорящей головой в углу — да, конечно можно.
* Транслировать просто видео — … !
* Транслировать видео с экраном — … !
* Оперативно переключаться между разными планами «экран», «экран с головой в углу»,  «голова с экраном в углу», «просто камера», «камера2+камера3»,  — … !
* Показать экран другого компьютера или вообще странного медицинского устройства — … тоже можно.

И все это максимально эффективно, с использованием видеокарты для упаковки и наложения оверлеев, с предустановленными параметрами транслирующих сервисов, … 

Рассмотрим две самых распространененых задачи.

== Личный видеоклип ==
[[File:Личный видеоклип с OBS.gif|right]]

Самый быстрый, с точки зрения автора, способ зафиксировать свои знания, хотя часто бывает также эффективно и для получателя.

Да, часто народ утверждает, что читать в два раза быстрее, чем смотреть видео, и местами, когда гуглишь какие-то очевидные ответы, а гугл тебе подсовывает вместо стековерфлоу с одной строчкой, какие-то длинные видео каких-то косноязычных индусов, которые полчаса разливают воду, путаясь открывают нужную софтину…  начинаешь их проклинать.

Но. Если эти знания не настолько тривиальны, если нужно зафиксировать их здесь и сейчас, чтобы немедленно передать знания другим людям, или наоборот, застраховаться от внезапного ухода автора из компании (о чем я давно говорил в куче докладов, например в [https://whalerider.ru/2012/abstracts/381.html «Страховка от автобуса» или пересадка сознания при групповой нейрохирургии]), то нет ничего эффективней, чем быстро набросать маймап или слайды с краткими тезисами, открыть код и нужные софтины, а дальше, в режиме «говорящей головы на фоне слайдов-кода-софтин» быстро озвучить тезисы, показать, «как оно работает» с живыми комментариями. Плотность информации — 60 тысяч знаков за полчаса минимум, поверьте тому, кто неоднократно писал стенограммы. Причем ключевое — будет на слайдах-тезисах-майндмапах-лайвдемо, и отпечатается на зрительных нейронах, а остальное, возможно непечатным русским слогом, пойдет аудиоканалом.

* Нужно всего лишь — [https://obsproject.com/ OBS] (Studio или Classic, обычно неважно, но начните с Studio).
* USB-вебкамера — мимика, жесты, демо с предметами тоже может пригодится. Совсем экономить на вебкамерах не стоит, но вебкамы от Microsoft и Logitech — обычно нестыдно.

[[File:OBS - office studio on workspace.jpg|right|256px]]
В идеале, при записи себя, желательно:
* Два монитора — на одном будет интерфейс OBS, чтобы переключать сцены-планы монтажа, включать-останавливать запись.
* Раскладной зеленый экран сзади, покупается на алиэкспрессе за копейки, можно пристроить в любом офисе, кроме самых убогих опенспейсов.
* В OBS настаиваете несколько стандартных планов  «чисто экран», «камера на фоне-чего-нибудь», «экран+камера в углу», для камеры сделать фильтр «хромакей» (один раз подобрать для офисного освещения, обычно сойдет навсегда, до переезда).
** Как настраивать «планы» в OBS  интуитивно понятно, двигайте эти прямоугольники мышью, параллельно попробуйте зажимать SHIFT, CONTROL… и откроете для себя кроппинг или ресайз без нарушения пропорций.


Видеомонтаж — не нужен. Лучше записывать просто небольшими блоками 2-10 минут, отвечающими на конкретный вопрос — «Введение в фреймворк XXX», «Как на XXX сделать YYY» и т.п.
Подготовили материалы, запустили запись, рассказали… остановили, отдыхаете. 
Последовательность просмотра можно потом выстроить в вашей внутренней вики, или что у вас там вместо этого.

А в качестве вишенки на торте — можно элементарно улучшить вашу запись, просто ускорив, процентов на 20%-70% (кто знает, насколько вы <s>тормоз</s>небыстры).

<code-bash>
ffmpeg -y -i "$1" -filter_complex "setpts=PTS/1.5;atempo=1.5" -vcodec libvpx-vp9 -tile-columns 6 -frame-parallel 1 -auto-alt-ref 1 -lag-in-frames 25  -acodec libvorbis -ab 64K -vb 1M -f webm "sfomin-$1.webm" 
</code-bash>

Так можно сделать из заикающегося тугодума популярного блоггера ютуба.

При сьемке личного клипа есть конечно много тонкостей и гитик:
* Надо приучить себя смотреть в незаметную вебкамеру, а не на монитор. Если пишете на ноутбуке с отдельной камерой — лучше наклонить экран, и смотреть в камеру напрямую, иногда подглядывая. 
* Офигенно использовать ноутбук с пером, тачскрин-монитор или моноблок. См. [[Магия пера или эффективная свобода преподавания со стилусом (Стас Фомин, OSEDUCONF-2014)]]
** Если нет — сделайте хотя бы максимально крупный курсор и пользуйтесь им.
* Поставьте либо хороший USB-микрофон, либо берите звук с гарнитуры или прищепки. Постарайтесь, чтобы в комнате параллельно не было шумной ругани и рядом не печатал 3D-принтер. [[Blog:HowItWorks/Главное в видео доклада  это  вовсе не видео|Звук  это важно!]]
* Скорее всего, надо будет подогнать на ±200ms аудио, чтобы попасть «в губы». Тут надо итерационно записывать себя на камеру, например, считать до 10, так, чтобы губы были крупно видны, потом просматривать все это в плеере VLC, используя клавиши «j» и «q» (сдвиг звука на ±50ms), пока звук не попадет «в губы».

[[File:Синхронизация звука в OBS.png|center|640px]]




Если вы снимаете что происходит в другом устройстве — например, вы хотите показать экран при работе с BIOSом ноутбука, …  или еще какого-то устройства, то вам будут нужны фреймбграбберы
для VGA, DVI или HDMI. См. [[Blog:HowItWorks/Захват экрана — за ценой не постоим]].  Кстати, один такой фреймграббер я [https://www.avito.ru/moskva/tovary_dlya_kompyutera/freymgrabbery_epiphan_vga2usb_864615845 сейчас продаю в МСК]. 

== Level 2: Townhall-ы и Семинары ==

Перейдем к следующему уровню — сьемка семинаров-лекций-внутрикомпанейских сборищ.
Рассмотрим именно простой<ref>(Случай с огромными залами конференций, кучей камер, дублированием записи экранов и звука… можно наверно пытаться сделать также, но это уже падает либо в необходимость профессиональных видеокоманд, либо в использовании моего SeminarAssembler, как делаю я при съемке всех этих конференций)., но это вам будет сложно. Тут мы начнем с основ.</ref> случай, когда у нас одна камера, экран и звук с микрофона или воздуха. 

Тут у вас тоже стоит задача завести в одно место видео с камеры, экран и звук.
Надеюсь, вам не надо обьяснять, что снимать одной камерой человека и экран проектора  в не очень сильно подготовленном помещении<ref>Затемнение перед экраном проектора и в зале, точечная подсведка докладчика прожекторами сверху</ref> обычно глупо  вы получите белый, пересвеченный экран, где ничего не разобрать, и черного человека на этом фоне. 
Поэтому камерой надо снимать докладчика так, чтобы в камеру не попадал экран (ну или только небольшая часть), а экран брать по настоящему, цифровым, чтобы не потерять не пикселя.

Итак, завести звук  ну, относительно просто, кабель для звука может быть сколь угодной длины, коннектором 6.3мм, колокольчиками или XLRом он войдет в микшерный пульт, другим концом он пойдет либо напрямую в LineIn звуковой платы на материнке компа или ноута  тут надо потестировать, настроить уровни, проверить, что внезапные шумы от чего-то (например, радиомодуль  у меня был один факап из-за USB WiFi, воткнутого недалеко от входа в звуковуху), все не сломают, ну и замерить расхождение между звуком и видео, чтобы указать коррекцию в OBS.
Следующий уровень крутизны  внешная USB звуковая карта, так будет качественней и надежней. Ну и я бы еще параллельно писал бы звук с микшера на диктофоны,
[[Blog:HowItWorks/Главное_в_видео_доклада_—_это_…_вовсе_не_видео|звук лишним не бывает]], если в случае личного видео  «запорол, выругался, перезаписал», то с семинаром уже это не пройдет.

----
Теперь самое сложное. Экран и камера.
* Камера должна быть с зумом, должна быть возможность ее перенацеливать на зал, маркерные доски, менять масштаб.
* Камера должна быть удаляема от компа с OBS хотя бы на 5 метров.
** В целом, стоит задача довести до единого компа источник экрана и видео, причем так, чтобы камера снимала спикера. Обычно, ноутбук докладчика находится рядом с ним (на кафедре, куда он может подглядывать, чтобы не смотреть на экран, поворачиваясь задом к зрителям). Соответственно, тут возможны разные варианты:
*** Комп с презентацией-лайв-демо, примерно там, где докладчик. OBS запускать там же, экран берется прямо с компа, но тогда надо выносить камеру, хотя бы на метров 5
*** Комп с OBS отдельно от компа докладчика, в принципе, можно снимать на USB-камеру (хотя и неудобно), но тогда надо решать вопрос с захватом экрана. Тащите фреймграбберы для VGA, DVI или HDMI (См. [[Blog:HowItWorks/Захват экрана  за ценой не постоим]]) заводите в них видеосигнал, либо HDMI насквозь, как с Elgato, либо мучайтесь с сплиттингом DVI или VGA видеосигнала, и хватайте в Ephiphan-фреймграбберы.

Итак, какую же камеру выбрать?

* Из вебкамер с настоящим зумом и как-то управляемых, я помню только Logitech Orbit, а все остальные «настоящие» камеры, с нормальной оптикой и оптическим зумом… обычно как USB не работают (т.е. подключение по USB и при этом  представление вебкамерой, а не, например, стораджем снятого  таких не очень знаю). Т.е. я знаю например, как можно использовать DV-over-USB хак для захвата через USB с помощью dbgrab DV-потока, но в OBS мне его не удалось завести. Т.е. USB-вебкамера только в варианте, когда вот докладчик совсем не бегает, недалеко от компа-ноута с OBS. Редко, нпо такое бывает. Типа поставить стол с ноутом, а еще лучше  кафедру, запретить выходить из-за этого стола и ходить, оглядываться назад, и снимать снизу вверх (не очень хороший ракурс, совсем не секси), с кафедры уже приличней.

Моя рекомендация  самый простой способ получить цифровое видео от настоящей камеры с зумом, которую можно поставить на нормальный штатив, и не покупая 100500 странных и дорогих оцифровщико-конвертеров-фреймграбберов (HDMI2USB, SDI2USB)… это Firewire, он же IEEE1394. Сейчас несколько задвигаемый стандарт… но он до сих пор:
* Есть в куче ноутов, не только эппловых  HPшные, Thinkpad-ы, Dellы, до 2014 года выпуска  почти все, да и сейчас полно с. 
** Новый ноут не обязателен, для записи 1280x720 и оверлей-сборки в OBS хватит и мобильного Core i5, даже без поддержки видеокарты, т.е. вполне можно выделить под это старый ноут, их всегда можно найти или купить за копейки.
* PCI-карта для десктопа, если мать не поддерживает, стоит считанные баксы.

[[File:MiniDV-cams is good.gif|right]]
Теперь о камерах с поддержкой Firewire  они двух типов, DV и HDV, вроде уже не производятся, но стоят сущие копейки на вторичном рынке.
При том, что у них отличная оптика, может быть большая слабошумная матрица, неплохой звук, всякие удобства управления. 

;DV-камеры: разрешение всего 720x576<ref>720x576 в случае PAL и 720x480 в случае американок, т.е. NTSC</ref>. Это минус,  наверно некруто, если снимать современную свадьбу, но если монтировать с экраном на канвас 1280x720, когда спикер пойдет либо урезанным квадратиком в левый нижний угол, либо полосой слева или справа от экрана  это выше крыши. Также это достаточно, если вдруг снимать маркерные доски или флипчарты. Я лично [http://wiki.4intra.net/MiniDV_%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%8B_%D0%BE%D1%82_Panasonic любитель MiniDV-камер от Panasonic], у меня их были десятки, и хотя я для сьемки докладов для 0x1.tv перешел на HDV-камеры 1080i<ref>Canon HV20-30-40, фотоаппараты Panasonic Lumix</ref>, я их часто использую как страховочные (снимать другой угол зала,куда внезапно может уйти докладчик, или флипчарт крупным планом и т.п.). Заодно, запись можно страховать, записывая на двухчасовую<ref>80-минутную в LP-режиме</ref> miniDV-кассету.
;HDV-камеры: Все те же плюсы, что и у DV-камер, разрешение 1080p, единственное  кассеты нужны получше и они только часовые.

Рассмотрим, для простоты, проблему захвата в OBS DV и HDV-камер под виндой. Тут не совсем все очевидно.
;DV-камеры: старый добрый OBS-classic захватывает их без проблем стандартно, как  "Video Capture Device", при переходе к OBS Studio ребята что-то сломали, [https://obsproject.com/mantis/view.php?id=709 пока еще не могут починить]. Что обидно, что не работает и обходной путь  [https://obsproject.com/mantis/view.php?id=1089#c2864 захват через VLC-плагин].
;HDV-камеры: OBS-classic их не видит. OBS studio через "Video Capture Device" их тоже не видит, но есть обходной путь.
** сначала надо поставить из запустить VLC, сделать в нем Capture, добиться, чтобы он захватывал c HDV-камеры. Запустите VLC, CTRL-C, выберите нужную камеру… 
[[Файл:Vlc-capture-dvcam.png|center]]
** Ну, или чтобы не погружаться в тонкости настройки... запретите остальные вебкамеры, тогда 
  vlc dshow:// 
**  будет вынужден захватывать HDV-камеру, без вариантов.
* потом в OBS studio выбрать источник типа VLC Source,
[[File:Obs-hdv-cam-as-vlc-source.png|640px|center]]
** и вуаля  там будет видео с камеры.
[[Файл:Obs-hdv-cam-as-vlc-source-2.png|640px|center]]

В настройках трансляции и записи ничего сложного нет, хотя да... пишите видео только в стриминг-форматы, устойчивые к ситуации «все внезапно сдохло». C AVI, или еще хуже mp4, вы можете внезапно попасть. Пишите все в FLV, с битрейтом побольше (хоть 10Mb x264 кодека), переходировать для хранения или заливки куда-нибудь лучше потом.


----

Для простоты, еще раз рассмотрим конкретный кейс. Про вот это все меня спрашивали ребята из компании В. 

Я помню их расклад:
* есть десктоп, используемый для показа слайдов и лайвдемо,  куда я, кстати, вставил Firewire карту, и она еще там.
* тот десктоп с виндой  поставьте туда виндовый OBS classic, ну и вообще, он должен там быть.
* OBS будет захватывать экран прямо с компьютера (там, где презентация и лайвдемо докладчика).
* Звук тоже с микшерного пульта, недалеко, 6.3mm  3.5mm.

Осталось добавить камеру. Открытое предложение для них: до НГ<ref>Потом тупо продам.</ref> могу предложить в подарок профессиональную DV-камеру GS400, с 5-метровым проверенным<ref>У меня лично есть даже 25 метровый шнур для таких трансляций, и его непросто было достать… И да, хороший, проверенный Firewire-шнур  это важно, куча китайщины на алиэкспрессе оказалось полным говном.</ref> Firewire-шнуром. Тогда, как я писал выше, надо использовать OBS classic, он вполне подойдет для этой задачи. 

Дальше как обычно, делайте несколько типов заготовленных сцен
«чисто камера, вокруг корпоративные дизайнерские рамки», «чисто экран», «чисто экран + кроппированная камера в левом нижнем углу», «чисто экран и кроп-камеры в левом верхнем», «вертикальнополосый-кроп-камеры + обрезанный под слайды экран»… и поехали.

Вполне один и тот же человек, сможет, стоя за камерой, посматривать вперед, на монитор с OBS, переключая сцены с помощью беспроводной мыши или чего-нибудь типа этого.


----
Если камера ОК, но нельзя задействововать один комп для докладчика и запись,  вперед за фреймграбберами. 
См. [[Blog:HowItWorks/Захват экрана  за ценой не постоим]]
TLDR: Если у вас только HDMI  берите Elgato, если VGA/DVI… то Epiphan + сплиттер (кстати, сейчас продаю старую модель почти задаром).

Epiphan OBS видит как стандартный источник захвата Video for Windows, Elgato видит специальным модулем. Но в целом, работает.

----
Если же хотите потрахаться с другими камерами... тут смотрите, что они умеют.

Большая часть консьюмерских камер умеют отдавать HDMI  его можно попытаться захватывать через Elgato. Увы, получается не всегда, если не использовать какие-нибудь конвертеры и скейлеры (типа продукции Kramer).

Более профессиональные камеры обязательно имеют SDI выход  ну и нужен будет профессиональный фреймграббер с SDI, типа продукции BlackMagic.

----
{{wl-publish: 2017-12-22 14:49:16 +0000 | StasFomin }}

Текущая версия на 14:58, 22 декабря 2017

Меня часто спрашивают по вопросам, хоть как-то связанным с записью видео-аудио, трансляцией семинаров-конференций, тонкостям скринкастинга… и если раньше я вздыхал, и начинал задавать наводящие вопросы («вам записывать скринкаст под Windows или Linux?», «со звуком или без?», «трансляция на какую аудиторию»…), чтобы потом порекомендовать подходящую софтину, то уже несколько лет, у меня один ответ на все. OBS. И это не «Одна Бабка Сказала»™, а Open Broadcaster Software.

Мультиплатформенный Швейцарский нож, но с дружелюбным GUI и легкой кривой входа.

  • Надо просто записать скринкаст? — не парьтесь, ставьте, даже такую простую задачу можно и нужно доверить OBS. Нет смысла изучать 100500 других способов скринкастинга, собранных или не собранных в ваш линукс или винду.
  • Надо сделать «профессиональный» MOOC или клип-обзор, т.е. скринкаст с говорящей головой в углу — да, конечно можно.
  • Транслировать просто видео — … !
  • Транслировать видео с экраном — … !
  • Оперативно переключаться между разными планами «экран», «экран с головой в углу», «голова с экраном в углу», «просто камера», «камера2+камера3», — … !
  • Показать экран другого компьютера или вообще странного медицинского устройства — … тоже можно.

И все это максимально эффективно, с использованием видеокарты для упаковки и наложения оверлеев, с предустановленными параметрами транслирующих сервисов, … 

Рассмотрим две самых распространенных задачи.

Личный видеоклип

Личный видеоклип с OBS.gif

Самый быстрый, с точки зрения автора, способ зафиксировать свои знания, хотя часто бывает также эффективно и для получателя.

Да, часто народ утверждает, что читать в два раза быстрее, чем смотреть видео, и местами, когда гуглишь какие-то очевидные ответы, а гугл тебе подсовывает вместо стековерфлоу с одной строчкой, какие-то длинные видео каких-то косноязычных индусов, которые полчаса разливают воду, путаясь открывают нужную софтину… начинаешь их проклинать.

Но. Если эти знания не настолько тривиальны, если нужно зафиксировать их здесь и сейчас, чтобы немедленно передать знания другим людям, или наоборот, застраховаться от внезапного ухода автора из компании (о чем я давно говорил в куче докладов, например в «Страховка от автобуса» или пересадка сознания при групповой нейрохирургии), то нет ничего эффективней, чем быстро набросать маймап или слайды с краткими тезисами, открыть код и нужные софтины, а дальше, в режиме «говорящей головы на фоне слайдов-кода-софтин» быстро озвучить тезисы, показать, «как оно работает» с живыми комментариями. Плотность информации — 60 тысяч знаков за полчаса минимум, поверьте тому, кто неоднократно писал стенограммы. Причем ключевое — будет на слайдах-тезисах-майндмапах-лайвдемо, и отпечатается на зрительных нейронах, а остальное, возможно непечатным русским слогом, пойдет аудиоканалом.

  • Нужно всего лишь — OBS (Studio или Classic, обычно неважно, но начните с Studio).
  • USB-вебкамера — мимика, жесты, демо с предметами тоже может пригодится. Совсем экономить на вебкамерах не стоит, но вебкамы от Microsoft и Logitech — обычно нестыдно.
OBS - office studio on workspace.jpg

В идеале, при записи себя, желательно:

  • Два монитора — на одном будет интерфейс OBS, чтобы переключать сцены-планы монтажа, включать-останавливать запись.
  • Раскладной зеленый экран сзади, покупается на алиэкспрессе за копейки, можно пристроить в любом офисе, кроме самых убогих опенспейсов.
  • В OBS настаиваете несколько стандартных планов — «чисто экран», «камера на фоне-чего-нибудь», «экран+камера в углу», для камеры сделать фильтр «хромакей» (один раз подобрать для офисного освещения, обычно сойдет навсегда, до переезда).
    • Как настраивать «планы» в OBS — интуитивно понятно, двигайте эти прямоугольники мышью, параллельно попробуйте зажимать SHIFT, CONTROL… и откроете для себя кроппинг или ресайз без нарушения пропорций.


Видеомонтаж — не нужен. Лучше записывать просто небольшими блоками 2-10 минут, отвечающими на конкретный вопрос — «Введение в фреймворк XXX», «Как на XXX сделать YYY» и т.п. Подготовили материалы, запустили запись, рассказали… остановили, отдыхаете. Последовательность просмотра можно потом выстроить в вашей внутренней вики, или что у вас там вместо этого.

А в качестве вишенки на торте — можно элементарно улучшить вашу запись, просто ускорив, процентов на 20%-70% (кто знает, насколько вы тормознебыстры).

ffmpeg -y -i "$1" -filter_complex "setpts=PTS/1.5;atempo=1.5" -vcodec libvpx-vp9 -tile-columns 6 -frame-parallel 1 -auto-alt-ref 1 -lag-in-frames 25  -acodec libvorbis -ab 64K -vb 1M -f webm "sfomin-$1.webm" 

Так можно сделать из заикающегося тугодума популярного блоггера ютуба.

При сьемке личного клипа есть конечно много тонкостей и гитик:

  • Надо приучить себя смотреть в незаметную вебкамеру, а не на монитор. Если пишете на ноутбуке с отдельной камерой — лучше наклонить экран, и смотреть в камеру напрямую, иногда подглядывая.
  • Офигенно использовать ноутбук с пером, тачскрин-монитор или моноблок. См. Магия пера или эффективная свобода преподавания со стилусом (Стас Фомин, OSEDUCONF-2014)
    • Если нет — сделайте хотя бы максимально крупный курсор и пользуйтесь им.
  • Поставьте либо хороший USB-микрофон, либо берите звук с гарнитуры или прищепки. Постарайтесь, чтобы в комнате параллельно не было шумной ругани и рядом не печатал 3D-принтер. Звук — это важно!
  • Скорее всего, надо будет подогнать на ±200ms аудио, чтобы попасть «в губы». Тут надо итерационно записывать себя на камеру, например, считать до 10, так, чтобы губы были крупно видны, потом просматривать все это в плеере VLC, используя клавиши «j» и «q» (сдвиг звука на ±50ms), пока звук не попадет «в губы».
Синхронизация звука в OBS.png



Если вы снимаете что происходит в другом устройстве — например, вы хотите показать экран при работе с BIOSом ноутбука, … или еще какого-то устройства, то вам будут нужны фреймбграбберы для VGA, DVI или HDMI. См. Blog:HowItWorks/Захват экрана — за ценой не постоим. Кстати, один такой фреймграббер я сейчас продаю в МСК.

Level 2: Townhall-ы и Семинары

Перейдем к следующему уровню — сьемка семинаров-лекций-внутрикомпанейских сборищ. Рассмотрим именно простой[1] случай, когда у нас одна камера, экран и звук с микрофона или воздуха.

Тут у вас тоже стоит задача завести в одно место видео с камеры, экран и звук. Надеюсь, вам не надо обьяснять, что снимать одной камерой человека и экран проектора — в не очень сильно подготовленном помещении[2] обычно глупо — вы получите белый, пересвеченный экран, где ничего не разобрать, и черного человека на этом фоне. Поэтому камерой надо снимать докладчика так, чтобы в камеру не попадал экран (ну или только небольшая часть), а экран брать по настоящему, цифровым, чтобы не потерять не пикселя.

Итак, завести звук — ну, относительно просто, кабель для звука может быть сколь угодной длины, коннектором 6.3мм, колокольчиками или XLRом он войдет в микшерный пульт, другим концом он пойдет либо напрямую в LineIn звуковой платы на материнке компа или ноута — тут надо потестировать, настроить уровни, проверить, что внезапные шумы от чего-то (например, радиомодуль — у меня был один факап из-за USB WiFi, воткнутого недалеко от входа в звуковуху), все не сломают, ну и замерить расхождение между звуком и видео, чтобы указать коррекцию в OBS. Следующий уровень крутизны — внешная USB звуковая карта, так будет качественней и надежней. Ну и я бы еще параллельно писал бы звук с микшера на диктофоны, звук лишним не бывает, если в случае личного видео — «запорол, выругался, перезаписал», то с семинаром уже это не пройдет.


Теперь самое сложное. Экран и камера.

  • Камера должна быть с зумом, должна быть возможность ее перенацеливать на зал, маркерные доски, менять масштаб.
  • Камера должна быть удаляема от компа с OBS хотя бы на 5 метров.
    • В целом, стоит задача довести до единого компа источник экрана и видео, причем так, чтобы камера снимала спикера. Обычно, ноутбук докладчика находится рядом с ним (на кафедре, куда он может подглядывать, чтобы не смотреть на экран, поворачиваясь задом к зрителям). Соответственно, тут возможны разные варианты:
      • Комп с презентацией-лайв-демо, примерно там, где докладчик. OBS запускать там же, экран берется прямо с компа, но тогда надо выносить камеру, хотя бы на метров 5
      • Комп с OBS отдельно от компа докладчика, в принципе, можно снимать на USB-камеру (хотя и неудобно), но тогда надо решать вопрос с захватом экрана. Тащите фреймграбберы для VGA, DVI или HDMI (См. Blog:HowItWorks/Захват экрана — за ценой не постоим) заводите в них видеосигнал, либо HDMI насквозь, как с Elgato, либо мучайтесь с сплиттингом DVI или VGA видеосигнала, и хватайте в Ephiphan-фреймграбберы.

Итак, какую же камеру выбрать?

  • Из вебкамер с настоящим зумом и как-то управляемых, я помню только Logitech Orbit, а все остальные «настоящие» камеры, с нормальной оптикой и оптическим зумом… обычно как USB не работают (т.е. подключение по USB и при этом представление вебкамерой, а не, например, стораджем снятого — таких не очень знаю). Т.е. я знаю например, как можно использовать DV-over-USB хак для захвата через USB с помощью dbgrab DV-потока, но в OBS мне его не удалось завести. Т.е. USB-вебкамера только в варианте, когда вот докладчик совсем не бегает, недалеко от компа-ноута с OBS. Редко, нпо такое бывает. Типа поставить стол с ноутом, а еще лучше — кафедру, запретить выходить из-за этого стола и ходить, оглядываться назад, и снимать снизу вверх (не очень хороший ракурс, совсем не секси), с кафедры уже приличней.

Моя рекомендация — самый простой способ получить цифровое видео от настоящей камеры с зумом, которую можно поставить на нормальный штатив, и не покупая 100500 странных и дорогих оцифровщико-конвертеров-фреймграбберов (HDMI2USB, SDI2USB)… это Firewire, он же IEEE1394. Сейчас несколько задвигаемый стандарт… но он до сих пор:

  • Есть в куче ноутов, не только эппловых — HPшные, Thinkpad-ы, Dellы, до 2014 года выпуска — почти все, да и сейчас полно с.
    • Новый ноут не обязателен, для записи 1280x720 и оверлей-сборки в OBS хватит и мобильного Core i5, даже без поддержки видеокарты, т.е. вполне можно выделить под это старый ноут, их всегда можно найти или купить за копейки.
  • PCI-карта для десктопа, если мать не поддерживает, стоит считанные баксы.
MiniDV-cams is good.gif

Теперь о камерах с поддержкой Firewire — они двух типов, DV и HDV, вроде уже не производятся, но стоят сущие копейки на вторичном рынке. При том, что у них отличная оптика, может быть большая слабошумная матрица, неплохой звук, всякие удобства управления.

DV-камеры
разрешение всего 720x576[3]. Это минус, наверно некруто, если снимать современную свадьбу, но если монтировать с экраном на канвас 1280x720, когда спикер пойдет либо урезанным квадратиком в левый нижний угол, либо полосой слева или справа от экрана → это выше крыши. Также это достаточно, если вдруг снимать маркерные доски или флипчарты. Я лично любитель MiniDV-камер от Panasonic, у меня их были десятки, и хотя я для сьемки докладов для 0x1.tv перешел на HDV-камеры 1080i[4], я их часто использую как страховочные (снимать другой угол зала,куда внезапно может уйти докладчик, или флипчарт крупным планом и т.п.). Заодно, запись можно страховать, записывая на двухчасовую[5] miniDV-кассету.
HDV-камеры
Все те же плюсы, что и у DV-камер, разрешение 1080p, единственное — кассеты нужны получше и они только часовые.

Рассмотрим, для простоты, проблему захвата в OBS DV и HDV-камер под виндой. Тут не совсем все очевидно.

DV-камеры
старый добрый OBS-classic захватывает их без проблем стандартно, как "Video Capture Device", при переходе к OBS Studio ребята что-то сломали, пока еще не могут починить. Что обидно, что не работает и обходной путь — захват через VLC-плагин.
HDV-камеры
OBS-classic их не видит. OBS studio через "Video Capture Device" их тоже не видит, но есть обходной путь.
    • сначала надо поставить из запустить VLC, сделать в нем Capture, добиться, чтобы он захватывал c HDV-камеры. Запустите VLC, CTRL-C, выберите нужную камеру…
Vlc-capture-dvcam.png
    • Ну, или чтобы не погружаться в тонкости настройки... запретите остальные вебкамеры, тогда
 vlc dshow:// 
    • … будет вынужден захватывать HDV-камеру, без вариантов.
  • потом в OBS studio выбрать источник типа VLC Source,
Obs-hdv-cam-as-vlc-source.png
    • и вуаля — там будет видео с камеры.
Obs-hdv-cam-as-vlc-source-2.png

В настройках трансляции и записи ничего сложного нет, хотя да... пишите видео только в стриминг-форматы, устойчивые к ситуации «все внезапно сдохло». C AVI, или еще хуже mp4, вы можете внезапно попасть. Пишите все в FLV, с битрейтом побольше (хоть 10Mb x264 кодека), переходировать для хранения или заливки куда-нибудь лучше потом.



Для простоты, еще раз рассмотрим конкретный кейс. Про вот это все меня спрашивали ребята из компании В.

Я помню их расклад:

  • есть десктоп, используемый для показа слайдов и лайвдемо, куда я, кстати, вставил Firewire карту, и она еще там.
  • тот десктоп с виндой — поставьте туда виндовый OBS classic, ну и вообще, он должен там быть.
  • OBS будет захватывать экран прямо с компьютера (там, где презентация и лайвдемо докладчика).
  • Звук тоже с микшерного пульта, недалеко, 6.3mm → 3.5mm.

Осталось добавить камеру. Открытое предложение для них: до НГ[6] могу предложить в подарок профессиональную DV-камеру GS400, с 5-метровым проверенным[7] Firewire-шнуром. Тогда, как я писал выше, надо использовать OBS classic, он вполне подойдет для этой задачи.

Дальше как обычно, делайте несколько типов заготовленных сцен «чисто камера, вокруг корпоративные дизайнерские рамки», «чисто экран», «чисто экран + кроппированная камера в левом нижнем углу», «чисто экран и кроп-камеры в левом верхнем», «вертикальнополосый-кроп-камеры + обрезанный под слайды экран»… и поехали.

Вполне один и тот же человек, сможет, стоя за камерой, посматривать вперед, на монитор с OBS, переключая сцены с помощью беспроводной мыши или чего-нибудь типа этого.



Если камера ОК, но нельзя задействововать один комп для докладчика и запись, — вперед за фреймграбберами. См. Blog:HowItWorks/Захват экрана — за ценой не постоим TLDR: Если у вас только HDMI — берите Elgato, если VGA/DVI… то Epiphan + сплиттер (кстати, сейчас продаю старую модель почти задаром).

Epiphan OBS видит как стандартный источник захвата Video for Windows, Elgato видит специальным модулем. Но в целом, работает.


Если же хотите потрахаться с другими камерами... тут смотрите, что они умеют.

Большая часть консьюмерских камер умеют отдавать HDMI — его можно попытаться захватывать через Elgato. Увы, получается не всегда, если не использовать какие-нибудь конвертеры и скейлеры (типа продукции Kramer).

Более профессиональные камеры обязательно имеют SDI выход — ну и нужен будет профессиональный фреймграббер с SDI, типа продукции BlackMagic.


  1. Случай с огромными залами конференций, кучей камер, дублированием записи экранов и звука… можно наверно пытаться сделать также, но это уже падает либо в необходимость профессиональных видеокоманд, либо в использовании моего SeminarAssembler, как делаю я при съемке всех этих конференций, но это вам будет сложно. Тут мы начнем с основ.
  2. Затемнение перед экраном проектора и в зале, точечная подсведка докладчика прожекторами сверху
  3. 720x576 в случае PAL и 720x480 в случае американок, т.е. NTSC
  4. Canon HV20-30-40, фотоаппараты Panasonic Lumix
  5. 80-минутную в LP-режиме
  6. Потом тупо продам.
  7. У меня лично есть даже 25 метровый шнур для таких трансляций, и его непросто было достать… И да, хороший, проверенный Firewire-шнур — это важно, куча китайщины на алиэкспрессе оказалось полным говном.