Алгоритмика и программирование для дошкольников и младшеклассников — мировые тенденции и отечественный опыт (Анатолий Кушниренко) — различия между версиями

Материал из 0x1.tv

(Batch edit: replace <!-- {{webm-oseduconf|}} --> with {{oseduconf-2015-draft}})
(Литература)
== Аннотация ==
;Докладчик: {{Speaker|Анатoлий Кушнирeнко}}
<blockquote>
Понижение возраста освоения элементов алгоритмики детьми стало общемировой тенденцией.
Это освоение происходит сегодня во всем мире: в семье при самостоятельной игре ребенка с безтекстовыми системами программирования или в рамках короткого цикла дополнительных занятий в дошкольном учреждении.

В докладе будет рассказано, как накопить в дошкольный период опыт бестекстового «детского» программирования виртуальными роботами в системе ПиктоМир, используя подготовленную авторами свободно распространяемую 100-страничную методичку с «поминутным» планированием и использовать этот опыт в начальной школе, переходя ко «взрослому», текстовому программированию реального робота в системе КуМир.
</blockquote>

== Видео ==

{{vimeoembed|118003797|800|450}}
{{youtubelink|}}
{{oseduconf-2015-draft}}

<poll>
ALTERNATIVE
REVOTE
UNIQUE
Оцените доклад «{{PAGENAME}}»:
Отлично!
Хорошо.
Нормально…
Не очень :(
Просто хочу узнать результаты.
</poll>


<!-- == Слайды ==
[[File:Алгоритмика и программирование для дошкольников и младшеклассников — мировые тенденции и отечественный опыт.pdf|left|page=-|256px]]
 -->
<!-- 
== Тезисы ==  -->

Явления, которые мы будем сегодня обсуждать, должны рассматривать в очень широком контексте освоения нашей цивилизацией результатов развития ИКТ-технологий. Начнем с фактов.

* 1.  Число переключательных элементов в современном микропроцессоре  ключевом элементе ИКТ-технологий  приближается к числу нейронов человеческого мозга.
* 2.  На каждого жителя Земли сегодня приходится до десятка микропроцессоров и микросхем соизмеримой сложности.
* 3.  Компьютеры начинают успешно конкурировать и обгонять человека  во  многих  областях,  ранее  считавшихся  доступными только человеку.  Примерами  могут  служить:  игра  в  шахматы, вождение автомобиля по улицам и дорогам Америки, «гуманитарные» интеллектуальные игры эрудитов типа «Что-где-когда».

Приведенные выше три факта относятся к интеллектуальной деятельности человека.
Но и в сфере материального производства компьютеры начинают радикально менять вид технологической цепочки от возникновения замысла до его материального воплощения.

Если в конце XX века человечество успешно справилось с задачей «цифровизации» и автоматизации процессов обработки информации, то в начале XXI века начались «цифровизация» и «дискретизация» процессов материального производства. В XXI веке слово сделать  все чаще будет означать запрограммировать. Уже сегодня достаточно составить нужную программу для подходящего 3D-принтера и будет создан (напечатан) нужный физический объект: настенный календарь, шкив электрогенератора автомобиля, пластмассовый пистолет, микропроцессор, или даже жилой дом.

В  свете  приведенных  фактов  меняются  и  представления  землян  о  задачах  системы  образования  в  сфере  ИКТ:  раз современное  мировое  хозяйство  все  больше  «завязано»  на  информационно-коммуникационные  технологии,  то  без  подготовки корпуса  кадров, свободно ориентирующихся в процессах информатизации, современное мировое хозяйство не сможет выживать и развиваться.

Первая  реакция  системы  образования  на  усиление  роли  ИКТ-технологий  резкое понижение возраста знакомства подрастающего
поколения с основными понятиями ИКТ. Подобное понижение возраста освоения наиболее важных для нашей цивилизации понятий в истории уже случалось.

Напомним, что 400 лет назад самая важная отрасль математики  арифметика  изучалась в университетах, а сегодня  изучается в первом классе и предварительное знакомство начинается еще до школы. Информатика переместилась из университетов в начальную
школу гораздо быстрее. Самая важная отрасль информатики  алгоритмика  40 лет назад изучалась в университетах, сегодня  в первом классе и предварительное знакомство начинается еще до школы.

Понижение возрастного порога стало возможно после освоения педагогами и программистами бестекстовой методики программирования  представление программы не в виде текстов, а в виде расположенных в пространстве материальных объектов, символизирующих
команды, отдаваемые реальному или виртуальному роботу или расположенных на экране компьютера пиктограммах этих команд.

На основе этой методике за последние 5 лет в мире был создан ряд игровых и учебно-игровых систем. Представителем этих систем
в России является многоплатформенная, свободно распространяемая учебно-игровая среда ПиктоМир разработки НИИСИ РАН, см. [1–3]
и сайт http://www.piktomir.ru/.

Наряду с собственно программной системой в НИИСИ РАН была разработана и методика ее использования при проведении цикла из 11 занятий по теме «Алгоритмика» в подготовительных групп ДОУ. Эта методика подробно описана в 100-страничном методическом пособии,
размещенном на том же сайте.

В планах НИИСИ РАН на 2015 год  завершение разработки свободно распространяемого методического и программного обеспечения
курса «Алгоритмика для второклассников», состоящего из 3 циклов:
* «Алгоритмика   10 занятий  бестекстовое программирование в системе ПиктоМир;
* «Алгоритмика   10 занятий  бестекстовое программирование в системе ПиктоМир и текстовое программирование в системе КуМир;
* «Управляем настоящим Роботом»  6 занятий  программирование простейших алгоритмов управления Лего-роботом в системе КуМир.

;Литература:
:;[1]:  Rogozhkina I. B.,   Kushnirenko A. G.   PiktoMir:   Teaching   Programming Concepts to Preschoolers with a New Tutorial Environment.  // World Conference of Educational Technology and Researches, July, 2011
:;[2]:  Кушниренко А. Г., Леонов А. Г. Программирование для дошкольников и младших школьников.  // Информатика.  М.: Первое сент., 2011, N15.  стр.20–23
:;[3]:  Кисловская  А.Д.,  Кушниренко  А.Г.  Методика  обучения  алгоритмической  грамоте  дошкольников  и  младших  школьников    //   Информационные технологии в обеспечении федеральных государственных образовательных стандартов: Материалы Международной научно-практической конференции. 16-17 июня 2014 года.  Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2014.  Т. 2.  стр. 3–7.

{{----}}

== Примечания и отзывы ==
* http://wiseparents.ru/

<!-- <blockquote>[©]</blockquote> -->

<references/>

[[Category:OSEDUCONF-2015]]
[[Category:Образование]]
[[Category:Open-source]]
[[Category:ToPublish]]
<!-- topub -->

Версия 16:54, 8 февраля 2015

Аннотация

Докладчик
Анатoлий Кушнирeнко.jpg
Анатoлий Кушнирeнко

Понижение возраста освоения элементов алгоритмики детьми стало общемировой тенденцией. Это освоение происходит сегодня во всем мире: в семье при самостоятельной игре ребенка с безтекстовыми системами программирования или в рамках короткого цикла дополнительных занятий в дошкольном учреждении.

В докладе будет рассказано, как накопить в дошкольный период опыт бестекстового «детского» программирования виртуальными роботами в системе ПиктоМир, используя подготовленную авторами свободно распространяемую 100-страничную методичку с «поминутным» планированием и использовать этот опыт в начальной школе, переходя ко «взрослому», текстовому программированию реального робота в системе КуМир.

Видео


Оцените доклад «Алгоритмика и программирование для дошкольников и младшеклассников — мировые тенденции и отечественный опыт (Анатолий Кушниренко)»:

  •  Отлично!
  •  Хорошо.
  •  Нормально…
  •  Не очень :(
  •  Просто хочу узнать результаты.


Тезисы

Явления, которые мы будем сегодня обсуждать, должны рассматривать в очень широком контексте освоения нашей цивилизацией результатов развития ИКТ-технологий. Начнем с фактов.

  • 1. Число переключательных элементов в современном микропроцессоре — ключевом элементе ИКТ-технологий — приближается к числу нейронов человеческого мозга.
  • 2. На каждого жителя Земли сегодня приходится до десятка микропроцессоров и микросхем соизмеримой сложности.
  • 3. Компьютеры начинают успешно конкурировать и обгонять человека во многих областях, ранее считавшихся доступными только человеку. Примерами могут служить: игра в шахматы, вождение автомобиля по улицам и дорогам Америки, «гуманитарные» интеллектуальные игры эрудитов типа «Что-где-когда».

Приведенные выше три факта относятся к интеллектуальной деятельности человека. Но и в сфере материального производства компьютеры начинают радикально менять вид технологической цепочки от возникновения замысла до его материального воплощения.

Если в конце XX века человечество успешно справилось с задачей «цифровизации» и автоматизации процессов обработки информации, то в начале XXI века начались «цифровизация» и «дискретизация» процессов материального производства. В XXI веке слово сделать все чаще будет означать запрограммировать. Уже сегодня достаточно составить нужную программу для подходящего 3D-принтера и будет создан (напечатан) нужный физический объект: настенный календарь, шкив электрогенератора автомобиля, пластмассовый пистолет, микропроцессор, или даже жилой дом.

В свете приведенных фактов меняются и представления землян о задачах системы образования в сфере ИКТ: раз современное мировое хозяйство все больше «завязано» на информационно-коммуникационные технологии, то без подготовки корпуса кадров, свободно ориентирующихся в процессах информатизации, современное мировое хозяйство не сможет выживать и развиваться.

Первая реакция системы образования на усиление роли ИКТ-технологий — резкое понижение возраста знакомства подрастающего поколения с основными понятиями ИКТ. Подобное понижение возраста освоения наиболее важных для нашей цивилизации понятий в истории уже случалось.

Напомним, что 400 лет назад самая важная отрасль математики — арифметика — изучалась в университетах, а сегодня — изучается в первом классе и предварительное знакомство начинается еще до школы. Информатика переместилась из университетов в начальную школу гораздо быстрее. Самая важная отрасль информатики — алгоритмика — 40 лет назад изучалась в университетах, сегодня — в первом классе и предварительное знакомство начинается еще до школы.

Понижение возрастного порога стало возможно после освоения педагогами и программистами бестекстовой методики программирования — представление программы не в виде текстов, а в виде расположенных в пространстве материальных объектов, символизирующих команды, отдаваемые реальному или виртуальному роботу или расположенных на экране компьютера пиктограммах этих команд.

На основе этой методике за последние 5 лет в мире был создан ряд игровых и учебно-игровых систем. Представителем этих систем в России является многоплатформенная, свободно распространяемая учебно-игровая среда ПиктоМир разработки НИИСИ РАН, см. [1–3] и сайт http://www.piktomir.ru/.

Наряду с собственно программной системой в НИИСИ РАН была разработана и методика ее использования при проведении цикла из 11 занятий по теме «Алгоритмика» в подготовительных групп ДОУ. Эта методика подробно описана в 100-страничном методическом пособии, размещенном на том же сайте.

В планах НИИСИ РАН на 2015 год — завершение разработки свободно распространяемого методического и программного обеспечения курса «Алгоритмика для второклассников», состоящего из 3 циклов:

  • «Алгоритмика 1» — 10 занятий — бестекстовое программирование в системе ПиктоМир;
  • «Алгоритмика 2» — 10 занятий — бестекстовое программирование в системе ПиктоМир и текстовое программирование в системе КуМир;
  • «Управляем настоящим Роботом» — 6 занятий — программирование простейших алгоритмов управления Лего-роботом в системе КуМир.
Литература
[1]
Rogozhkina I. B., Kushnirenko A. G. PiktoMir: Teaching Programming Concepts to Preschoolers with a New Tutorial Environment. — // World Conference of Educational Technology and Researches, July, 2011
[2]
Кушниренко А. Г., Леонов А. Г. Программирование для дошкольников и младших школьников. — // Информатика. — М.: Первое сент., 2011, N15. — стр.20–23
[3]
Кисловская А.Д., Кушниренко А.Г. Методика обучения алгоритмической грамоте дошкольников и младших школьников — // Информационные технологии в обеспечении федеральных государственных образовательных стандартов: Материалы Международной научно-практической конференции. 16-17 июня 2014 года. — Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2014. — Т. 2. — стр. 3–7.

Примечания и отзывы