Использование свободного программного обеспечения при разработке устройств для развития мозговой и физической активности (Владимир Симонов, OSEDUCONF-2022) — различия между версиями
Материал из 0x1.tv
StasFomin (обсуждение | вклад) |
StasFomin (обсуждение | вклад) |
||
;{{SpeakerInfo}}: {{Speaker|Екатерина Лапшина}} <blockquote> Рассмотрены варианты разработкиВладимир Симонов}} <blockquote> Рассмотрена разработка устройств, компенсирующих статичную нагрузку на организм человека, возникающую при длительной работе за компьютерами и электронными устройствами, а также в условиях пандемии. Разработанные устройства содержат программно-аппаратные решения, использующие свободное программное обеспечение (СПО), позволяющие пользователю улучшить показатели физической и мозговой активности с использованием свободного программного обеспечения, которое позволяет создать программный продукт с минимальным набором навыков через визуальные интерфейсы и конструкторы с помощью Low-code платформы. </blockquote> {{VideoSection}} {{vimeoembed|917658486|800|450}} {{youtubelink|}} {{SlidesSection}} [[File:Тенденции разработкиИспользование свободного программного обеспечения с использованием Low-code платформпри разработке устройств для развития мозговой и физической активности (Екатерина ЛапшинаВладимир Симонов, OSEDUCONF-2022).pdf|left|page=-|300px]] {{----}} == Thesis == Low-code платформы разработки — это приложение, которое предоставляет графический пользовательский интерфейс для программирования и, таким === Введение === В условиях пандемии и последовавшей за ней самоизоляции много людей проводят время в статичной сидячей позе за компьютером, гаджетами, что ведёт к гиподинамии. В большой степени указанное относится к преподавателям, вынужденным, вместо аудиторных занятий с определённым уровнем двигательной активности, проводить время за компьютером вследствие дистанционного режима организации занятий. Студентов гиподинамия коснулась также в большой степени. Гиподинамия привела к снижению двигательной активности и к её неизбежным последствиям: нарушениям опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой системы и пр. От преимущественно сидячего образа жизни ухудшается обмен веществ, появляются застои в тазовых органах, увеличивается общий вес тела. Гиподинамия отрицательно сказывается на работе головного мозга — появляется общая слабость, бессонница, чрезмерная утомляемость, уменьшаются трудоспособность, умственная активность. Бороться с уже проявившимися и укоренившимися последствиями гиподинамии значительно труднее, чем их локализовать, купировать в ходе их развития. Поэтому в группе кружка программирования, электроники и робототехники в Российском государственном социальном университете была поставлена и решена задача разработки специализированных устройств для преодоления влияния гиподинамии и для тренировки мозговой и физической активности. За несколько лет было разработано более десяти таких устройств, и здесь представлены наиболее типичные. === Решение задачи разработки устройств компенсации последствий гиподинамии === Разработанные устройства относятся к программно-аппаратным средствам и основаны [https://alexgyver.ru/lessons/big-projects/ на микроконтроллерных и микропроцессорных платформах Raspberry Pi, Arduino], IskraJS, разнообразных электронных и электромеханических компонентах и т.д. Устройства размещались в специально разработанных корпусах, для чего применялось 3D-прототипирование и печать. Для программирования применялось свободное программное обеспечение, например, для Arduino использовался язык С++ (версия Wiring). === Устройство 1: отслеживание осанки и времени работы за компьютером === Данное устройство вносит весомый вклад в решение поставленной задачи, в особенности для учащейся молодёжи<ref name="d2">Проблема гиподинамии студенческой молодёжи // Современные проблемы формирования здорового образа жизни у студенческой молодёжи: материалы Международной научно-практической интернет-конференции, 16—17 мая 2018 г., Минск, Беларусь / БГУ, Фак. социокультурных коммуникаций, Каф. экологии человека; редкол.: И. В. Пантюк (отв. ред.) [и др.]. — Минск: БГУ, 2018 г. — С. 234—237.</ref>. Здесь контролируются несколько параметров: поза человека (а именно, сгорбился человек, или сидит прямо); допустимое для данной категории работников максимальное непрерывное время работы за компьютером. Имеется дополнительная функция сигнализации о недопустимой контрастности экрана компьютера по отношению к фону. Функционирование устройства состоит в следующем. # При превышении максимально допустимого времени пребывания за компьютером устройство сигнализирует и выдаёт настойчивые сигналы о необходимости сделать перерыв в занятиях. # Если осанка нарушена, прибор настойчиво сигнализирует об этом. Устройство выдаёт запрос на приведение позы в нормальное положение. # Если контрастность (соотношение яркости экрана по отношению к яркости фона) недопустима, прибор также настойчиво сигнализирует об этом. Автор данного проекта — Белан А. В., выпускник магистратуры Российского государственного социального университета, научный руководитель В. Л. Симонов. Это устройство было протестировано в нескольких организациях, включая среднюю школу и университет. Были получены положительные результаты. === Устройство 2: биатлон в помещении === Этот достаточно перспективный проект позволяет в перерыве между занятиями выполнять активные двигательные действия, аналогичные соревнованию «Биатлон», а именно: * провести серию выстрелов из лазерного пистолета; * пройтись быстрым шагом или пробежать определённое расстояние; * повторить серию выстрелов из лазерного пистолета и снова преодолеть дистанцию. Таким образом, разрабатывает код с большей скоростью и сокращает затраченные усилия с минимальным количеством кодирования. Подобныесоревнуются несколько человек. При выполнении вышеперечисленных действий очки начисляются с учётом противоположных (по эффекту) действий: стрельбы из пистолета и перемещения (ходьбы или бега) по дистанции. В итоге побеждает тот, у кого твёрдая рука, и достаточно быстро передвигается. Студенты с удовольствием использовали данный проект. === Устройство 3: «Запомни и воспроизведи цветовую последовательность» === Целью третьего проекта «Запомни и воспроизведи цветовую последовательность» является создание игры для тренировки памяти на базе платформы реализованы в том числе, как свободное программное обеспечение (СПО)<ref name="d1">[https://www.hmong.press/wiki/Low-code_development_platform Платформа разработки low-code — определение]</ref>. Такие среды разработки применяются для создания прикладного программного обеспечения через графический интерфейс разработки электронных устройств Arduino Uno. Здесь тренируется память пользователя стандартного программирования вручную. С помощью платформ Low-code возможно создание полностью рабочего приложения, а в редких случаях — с использованием дополнительного кодирования. Данные среды разработки также помогают сократить объём программирования, что позволяет ускорить создание приложений. Большим преимуществом является то, что расширяется круг людей, которые могут внести свойразработку приложения. Low-code платформы также могут снизить первоначальные затраты на настройку, и обслуживание. Недавнее исследование бостонской компании Mendix показало, что спрос на среди ИТ-специалистов достиг апогея. Почти шесть из . Сущность игры состоит в следующем. Электронное устройство вырабатывает цветовую последовательность (зажигание разноцветных светодиодов), которую следует запомнить и воспроизвести путём нажатия на соответствующие кнопки. С каждым шагом(57%) говорят, что количество персонала, необходимого для разработки программного обеспечения,выработанных комбинаций увеличивается, а [https://www.reworked.co/information-management/whats-behind-the-explosion-of-low-code-and-no-code-applications/ стоимость разработки программного обеспечения растёт (61%)]. Также отметим, что в связи на одну. Для лиц с растущими ожиданиями клиентов и изменением потребностей рынка после пандемии предприятия вограниченными возможностями здоровья по зрению предусмотрены звуки разных отраслях всё больше проявляют инициативу втонов. В результате сбора статистики было отмечено, что педагоги среднего и старшего возраста в среднем смогли воспроизвести последовательность из 25—30 шагов. Студенты воспроизводили иногда до 45—50 шагов. Данная разработка является доступной для большого количества людей за счёт использования СПО и может применяться в образовательных целях. Все материалы, использованные при создании цифрового контента для потребителейсегодня одним из актуальных решений является работа с Low-code платформами. Рассмотрим варианты Low-code платформ для различных целей. * [https://nl-a.ru/nla-framework NL!A framework] — российский бесплатный low-code framework, позволяющий создавать полноценные бизнес-приложения. Модели, заложенные в кодогенератор NL!A framework, позволяют за считаные секунды создать полноценное рабочее бизнес-приложение; * [https://www.outsystemsпроекта, имеются у большинства не только разработчиков, но и людей без специальной подготовки, а используемое программное обеспечение является бесплатным с OutSystem] — это надёжная и гибкая low-code платформа для разработки корпоративных мобильных и веб-приложений, которые разворачиваются в локальной или в гибридных средах; * [https://soware.ru/products/mendix Mendix] — это бескодовая (no-code) программная платформа, предоставляющая инструменты для создания, тестирования,развёртывания и проверки программных приложений. Помимо бесплатных версий популярных платформ, также существуют различные варианты Low-code СПО с открытым исходным кодом, таких как Appsemble, Skyve, Baserow и другие. Наличие таких платформ говорит о популярности данных решений и их развитии. Есть ряд других причин, по которым предприятиямрассматривать Low-code платформы: # Более быстрый выход на рынок; # Повышение удовлетворённости клиентов; # Снижение затрат на ИТ-инфраструктуру; # Более эффективное управление приложениями; # Лучшее управление ИТ; Безусловно, подобные среды разработки — это не панацея, а лишь вариант решения для создания программного продукта, поэтому Low-code платформы имеют ряд минусов: # Сложность в выборе подходящего ресурса; # Ограничения в функционале; # Зависимость от платформы; Рассматривая плюсы и минусы Low-code платформ, можновывод, что они отлично подходят для быстрого создания небольших проектов и увеличенияреализуемых решений. Они сокращают разрывпользователями и разработчиками, что позволяет в короткий срок получить работающий прототип и сформировать видение будущей. Также можно проследить стремительное развитие и не требует дополнительной установки, так как является информационной системой с веб-интерфейсом<ref name="d3">Лапшина Е. А., Симонов В. направления в целом и как СПО. См также: Лапшина Е.А., Симонов В.Л. Преимущества информационных систем с веб-интерфейсом // XIX Международная конференция «Современные информационные технологии в образовании, науке и промышленности» 29—30 апреля 2021 года, г. Москва. — Стр. 62—65. URL:[https://www.mairo.ru/files/archive/Sbornik 19 konferencii. 2021.pdf]. Дата обращения 20.04.2022 г.</ref>. Данный проект разработан для условий пандемии, когда физическая и умственная активность людей снижена<ref name="d4">Лапшина Е. А., Симонов В. Л. Создание игры для тренировки памяти на базе платформы для разработки электронных устройств Arduino Uno // XIX Международная конференция «Современные информационные технологии в образовании, науке и промышленности» 29-30 апреля 2021 года, г. Москва. — Стр. 121—124. URL: [https://www.mairo.ru/files/archive/Sbornik 19 konferencii. 2021.pdf].</ref>. Отметим, что представленные разработки преследует в первую очередь учебные цели, [[Программирование с использованием СПО, электроники и робототехники как средство развития координации, моторики и реакции для лиц с заболеванием «Детский церебральный паралич» (Владимир Симонов, OSEDUCONF-2021)|в особенности, включая обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья]], и не претендует на полноту соответствия требованиям к серийно выпускаемым изделиям. === Выводы === Разработаны устройства, компенсирующие статичную нагрузку на организм человека, гиподинамию, возникающую при длительной работе за компьютерами, электронными устройствами и в условиях пандемии. Разработанные устройства содержат программно-аппаратные решения, использующие свободное программное обеспечение (СПО), позволяющие пользователям улучшить показатели физической и мозговой активности, о чём свидетельствуют замечания и отзывы всех, кто воспользовался разработками. Ссылка на проект «Запомни и воспроизведи цветовую последовательность» (приведён фрагмент программного кода): [https://github.com/Vladimir28091959/BIATHLON/blob/1143a1f3e0020cc123e8bc8274c45680647d7cb8/BIATLON.txt] {{----}} [[File:{{#setmainimage:Тенденции разработкиИспользование свободного программного обеспечения с использованием Low-code платформпри разработке устройств для развития мозговой и физической активности (Екатерина ЛапшинаВладимир Симонов, OSEDUCONF-2022)!.jpg}}|center|640px]] {{LinksSection}} <!-- <blockquote>[©]</blockquote> --> <references/> [[Категория:OSEDUCONF-2022]] [[Категория:Draft]] |
Версия 23:24, 6 марта 2024
- Докладчик
- Владимир Симонов
Рассмотрена разработка устройств, компенсирующих статичную нагрузку на организм человека, возникающую при длительной работе за компьютерами и электронными устройствами, а также в условиях пандемии.
Разработанные устройства содержат программно-аппаратные решения, использующие свободное программное обеспечение (СПО), позволяющие пользователю улучшить показатели физической и мозговой активности.
Содержание
Видео
Презентация
Thesis
Введение
В условиях пандемии и последовавшей за ней самоизоляции много людей проводят время в статичной сидячей позе за компьютером, гаджетами, что ведёт к гиподинамии. В большой степени указанное относится к преподавателям, вынужденным, вместо аудиторных занятий с определённым уровнем двигательной активности, проводить время за компьютером вследствие дистанционного режима организации занятий. Студентов гиподинамия коснулась также в большой степени.
Гиподинамия привела к снижению двигательной активности и к её неизбежным последствиям: нарушениям опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой системы и пр. От преимущественно сидячего образа жизни ухудшается обмен веществ, появляются застои в тазовых органах, увеличивается общий вес тела.
Гиподинамия отрицательно сказывается на работе головного мозга — появляется общая слабость, бессонница, чрезмерная утомляемость, уменьшаются трудоспособность, умственная активность.
Бороться с уже проявившимися и укоренившимися последствиями гиподинамии значительно труднее, чем их локализовать, купировать в ходе их развития. Поэтому в группе кружка программирования, электроники и робототехники в Российском государственном социальном университете была поставлена и решена задача разработки специализированных устройств для преодоления влияния гиподинамии и для тренировки мозговой и физической активности. За несколько лет было разработано более десяти таких устройств, и здесь представлены наиболее типичные.
Решение задачи разработки устройств компенсации последствий гиподинамии
Разработанные устройства относятся к программно-аппаратным средствам и основаны на микроконтроллерных и микропроцессорных платформах Raspberry Pi, Arduino, IskraJS, разнообразных электронных и электромеханических компонентах и т.д. Устройства размещались в специально разработанных корпусах, для чего применялось 3D-прототипирование и печать.
Для программирования применялось свободное программное обеспечение, например, для Arduino использовался язык С++ (версия Wiring).
Устройство 1: отслеживание осанки и времени работы за компьютером
Данное устройство вносит весомый вклад в решение поставленной задачи, в особенности для учащейся молодёжи[1]. Здесь контролируются несколько параметров: поза человека (а именно, сгорбился человек, или сидит прямо); допустимое для данной категории работников максимальное непрерывное время работы за компьютером. Имеется дополнительная функция сигнализации о недопустимой контрастности экрана компьютера по отношению к фону. Функционирование устройства состоит в следующем.
- При превышении максимально допустимого времени пребывания за компьютером устройство сигнализирует и выдаёт настойчивые сигналы о необходимости сделать перерыв в занятиях.
- Если осанка нарушена, прибор настойчиво сигнализирует об этом. Устройство выдаёт запрос на приведение позы в нормальное положение.
- Если контрастность (соотношение яркости экрана по отношению к яркости фона) недопустима, прибор также настойчиво сигнализирует об этом. Автор данного проекта — Белан А. В., выпускник магистратуры Российского государственного социального университета, научный руководитель В. Л. Симонов.
Это устройство было протестировано в нескольких организациях, включая среднюю школу и университет. Были получены положительные результаты.
Устройство 2: биатлон в помещении
Этот достаточно перспективный проект позволяет в перерыве между занятиями выполнять активные двигательные действия, аналогичные соревнованию «Биатлон», а именно:
- провести серию выстрелов из лазерного пистолета;
- пройтись быстрым шагом или пробежать определённое расстояние;
- повторить серию выстрелов из лазерного пистолета и снова преодолеть дистанцию.
Таким образом, соревнуются несколько человек. При выполнении вышеперечисленных действий очки начисляются с учётом противоположных (по эффекту) действий: стрельбы из пистолета и перемещения (ходьбы или бега) по дистанции. В итоге побеждает тот, у кого твёрдая рука, и достаточно быстро передвигается. Студенты с удовольствием использовали данный проект.
Устройство 3: «Запомни и воспроизведи цветовую последовательность»
Целью третьего проекта «Запомни и воспроизведи цветовую последовательность» является создание игры для тренировки памяти на базе платформы для разработки электронных устройств Arduino Uno. Здесь тренируется память пользователя.
Сущность игры состоит в следующем. Электронное устройство вырабатывает цветовую последовательность (зажигание разноцветных светодиодов), которую следует запомнить и воспроизвести путём нажатия на соответствующие кнопки. С каждым шагом количество выработанных комбинаций увеличивается на одну. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению предусмотрены звуки разных тонов. В результате сбора статистики было отмечено, что педагоги среднего и старшего возраста в среднем смогли воспроизвести последовательность из 25—30 шагов. Студенты воспроизводили иногда до 45—50 шагов.
Данная разработка является доступной для большого количества людей за счёт использования СПО и может применяться в образовательных целях. Все материалы, использованные при создании проекта, имеются у большинства не только разработчиков, но и людей без специальной подготовки, а используемое программное обеспечение является бесплатным с открытым исходным кодом и не требует дополнительной установки, так как является информационной системой с веб-интерфейсом[2]. Данный проект разработан для условий пандемии, когда физическая и умственная активность людей снижена[3].
Отметим, что представленные разработки преследует в первую очередь учебные цели, в особенности, включая обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья, и не претендует на полноту соответствия требованиям к серийно выпускаемым изделиям.
Выводы
Разработаны устройства, компенсирующие статичную нагрузку на организм человека, гиподинамию, возникающую при длительной работе за компьютерами, электронными устройствами и в условиях пандемии. Разработанные устройства содержат программно-аппаратные решения, использующие свободное программное обеспечение (СПО), позволяющие пользователям улучшить показатели физической и мозговой активности, о чём свидетельствуют замечания и отзывы всех, кто воспользовался разработками.
Ссылка на проект «Запомни и воспроизведи цветовую последовательность» (приведён фрагмент программного кода): [1]
Примечания и ссылки
- ↑ Проблема гиподинамии студенческой молодёжи // Современные проблемы формирования здорового образа жизни у студенческой молодёжи: материалы Международной научно-практической интернет-конференции, 16—17 мая 2018 г., Минск, Беларусь / БГУ, Фак. социокультурных коммуникаций, Каф. экологии человека; редкол.: И. В. Пантюк (отв. ред.) [и др.]. — Минск: БГУ, 2018 г. — С. 234—237.
- ↑ Лапшина Е. А., Симонов В. Л. Преимущества информационных систем с веб-интерфейсом // XIX Международная конференция «Современные информационные технологии в образовании, науке и промышленности» 29—30 апреля 2021 года, г. Москва. — Стр. 62—65. URL:19 konferencii. 2021.pdf. Дата обращения 20.04.2022 г.
- ↑ Лапшина Е. А., Симонов В. Л. Создание игры для тренировки памяти на базе платформы для разработки электронных устройств Arduino Uno // XIX Международная конференция «Современные информационные технологии в образовании, науке и промышленности» 29-30 апреля 2021 года, г. Москва. — Стр. 121—124. URL: 19 konferencii. 2021.pdf.