Протестантская этика Макса Вебера и дух свободного программного обеспечения (Анатолий Якушин, OSSDEVCONF-2022) — различия между версиями

Материал из 0x1.tv

 
(не показана одна промежуточная версия этого же участника)
;{{SpeakerInfo}}: {{Speaker|Анатолий Якушин}}
<blockquote>
Экономический и социальный мониторинг свободных проектов последних лет убедительно показывает, что разработка и
дистрибуция СПО сегодня  это ещё одна форма коммерческого программного обеспечения, в оборот которого вовлечены все
ведущие производители ПО. 

Исследование анализирует те изменения, которые произошли в сообществе свободных разработчиков за последнее десятилетие.
</blockquote>

{{VideoSection}}
{{vimeoembed|989842762|800|450}}
{{youtubelink|}}
|COmQMeYyrbg}}
{{SlidesSection}}
[[File:Протестантская этика Макса Вебера и дух свободного программного обеспечения (Анатолий Якушин, OSEDUCONF-2022).pdf|left|page=-|300px]]

{{----}}

== Thesis ==

Появление феномена свободного программного обеспечения (далее СПО) в создании и развитии информационных технологий положило
начало новым моделям и теориям социальной организации и нематериального труда. Побудительные мотивы родоначальников
движения прямо проистекают из положений хакерской этики, зародившейся в недрах MIT и других высших учебных заведений
США в 70-е годы прошлого века<ref name="d1">Стивен Леви. Хакеры: Герои компьютерной революции. Penguin USA. 2001. ISBN: 0141000511</ref>. Традиционные социологические исследования обычно прямо противопоставляют «этику
хакеров» и «протестантскую трудовую этику», впервые описанную в трудах М.&nbsp;Вебера<ref name="d2">Pekka Himanen. The Hacker Ethic and the Spirit of the Information Age. Publisher: Random House
Inc. 201 East 50th Street New York, NY United States ISBN:978-0-375-50566-9</ref>,<ref name="d3">Max Weber. Die protestantische Ethik und der 'Geist' des Kapitalismus. ~1905.</ref>. 

Однако углублённый анализ 
мотивации участников раннего СПО показывает, что между двумя этическими полюсами нет существенного противоречия,
лишённая религиозной составляющей «протестантская этика» вполне соответствует побудительным мотивам основоположников
движения. Раскрытие внутренних мотивов является необходимым для отслеживания изменений, происходящих в движении СПО на
протяжении всего его существования и построении прогнозов дальнейшего развития сообщества.

К сожалению, эпоха тотальной коммодификации<ref name="d4">Фелпс, Э. Массовое процветание: Как низовые инновации стали источником рабочих мест, новых возможностей и изменений 
/ пер. с англ. Д. Кралечкина; науч. ред. Перевода А. Смирнов.    М.: Изд-во Института Гайдара; Фонд «Либеральная
Миссия», 2015.    472 с.</ref> не могла не отразиться на составе участников движения СПО, их поведении
и основных этических представлениях. Если ранние хакеры являли собой андерграунд IT-отрасли и их мало интересовали
нравственные представления большинства, то сегодня участники движения оказываются под неоспоримым влиянием политических
проблем, торговых войн, таких движений, как \#MeToo, BLM и аналогичных. Порой это приводит к появлению весьма
показательных монстров, например, The Hippocratic License<ref name="d5">Mark Radcliffe. Top 10 FOSS legal developments in 2019. [https://www.synopsys.com/b
logs/software-security/top-10-open-source-legal-issues-2019/]</ref> и иных проявлений нравственных взглядов современных
разработчиков. 

Достаточно вспомнить внушительный список весьма уважаемых членов сообщества, вынужденных его покинуть по
весьма надуманным «этическим» поводам.

Может создаться впечатление, что анализ этических представлений разработчиков СПО и побудительных мотивов их участия в
деятельности сообщества имеет мало практической пользы. Однако следует понимать, что СПО по модели Р.&nbsp;М.&nbsp;Столлмана 
всегда было очень специфическим набором этических норм, где доступ к исходному коду  был ключом к  свободе и защищал
эту свободу исключительно копилефт. Однако сегодня мы наблюдаем устойчивое снижение доли копилефтных лицензий, если в
2012 году их было 59% среди всех открытых проектов, то в 2019 году только 33%<ref name="d6">Cliff Saran,~Adrian Bridgwater. The future of open source licences is changing.
[https://www.computerweekly.com/feature/The-future-of-open-source-licences-is-changing]</ref>.

Появление на рынке игроков СПО таких гигантов, как Microsoft, Google и других, активное привлечение к работе в свободных
проектах full time разработчиков на средства этих гигантов неизбежно приведёт к атаке на копилефтные лицензии и
приведение их к виду, устраивающему современную IT-индустрию. Сможет ли выстоять копилефт в это непростое время, покажет
будущее. Именно решение этого вопроса определит ландшафт свободного ПО в ближайшее десятилетие.


{{----}}
[[File:{{#setmainimage:Протестантская этика Макса Вебера и дух свободного программного обеспечения (Анатолий Якушин, OSEDUCONF-2022)!.jpg}}|center|640px]]
{{LinksSection}}
<!-- <blockquote>[©]</blockquote> -->

<references/>

[[Категория:OSSDEVCONF-2022]]
[[Категория:Draft]]

Текущая версия на 12:34, 2 августа 2024

Докладчик
Анатолий Якушин.jpg
Анатолий Якушин

Экономический и социальный мониторинг свободных проектов последних лет убедительно показывает, что разработка и дистрибуция СПО сегодня — это ещё одна форма коммерческого программного обеспечения, в оборот которого вовлечены все ведущие производители ПО.

Исследование анализирует те изменения, которые произошли в сообществе свободных разработчиков за последнее десятилетие.

Видео

on youtube

Презентация

Протестантская этика Макса Вебера и дух свободного программного обеспечения (Анатолий Якушин, OSEDUCONF-2022).pdf Протестантская этика Макса Вебера и дух свободного программного обеспечения (Анатолий Якушин, OSEDUCONF-2022).pdf Протестантская этика Макса Вебера и дух свободного программного обеспечения (Анатолий Якушин, OSEDUCONF-2022).pdf Протестантская этика Макса Вебера и дух свободного программного обеспечения (Анатолий Якушин, OSEDUCONF-2022).pdf Протестантская этика Макса Вебера и дух свободного программного обеспечения (Анатолий Якушин, OSEDUCONF-2022).pdf Протестантская этика Макса Вебера и дух свободного программного обеспечения (Анатолий Якушин, OSEDUCONF-2022).pdf Протестантская этика Макса Вебера и дух свободного программного обеспечения (Анатолий Якушин, OSEDUCONF-2022).pdf Протестантская этика Макса Вебера и дух свободного программного обеспечения (Анатолий Якушин, OSEDUCONF-2022).pdf Протестантская этика Макса Вебера и дух свободного программного обеспечения (Анатолий Якушин, OSEDUCONF-2022).pdf Протестантская этика Макса Вебера и дух свободного программного обеспечения (Анатолий Якушин, OSEDUCONF-2022).pdf Протестантская этика Макса Вебера и дух свободного программного обеспечения (Анатолий Якушин, OSEDUCONF-2022).pdf Протестантская этика Макса Вебера и дух свободного программного обеспечения (Анатолий Якушин, OSEDUCONF-2022).pdf Протестантская этика Макса Вебера и дух свободного программного обеспечения (Анатолий Якушин, OSEDUCONF-2022).pdf Протестантская этика Макса Вебера и дух свободного программного обеспечения (Анатолий Якушин, OSEDUCONF-2022).pdf Протестантская этика Макса Вебера и дух свободного программного обеспечения (Анатолий Якушин, OSEDUCONF-2022).pdf Протестантская этика Макса Вебера и дух свободного программного обеспечения (Анатолий Якушин, OSEDUCONF-2022).pdf Протестантская этика Макса Вебера и дух свободного программного обеспечения (Анатолий Якушин, OSEDUCONF-2022).pdf

Thesis

Появление феномена свободного программного обеспечения (далее СПО) в создании и развитии информационных технологий положило начало новым моделям и теориям социальной организации и нематериального труда. Побудительные мотивы родоначальников движения прямо проистекают из положений хакерской этики, зародившейся в недрах MIT и других высших учебных заведений США в 70-е годы прошлого века[1]. Традиционные социологические исследования обычно прямо противопоставляют «этику хакеров» и «протестантскую трудовую этику», впервые описанную в трудах М. Вебера[2],[3].

Однако углублённый анализ мотивации участников раннего СПО показывает, что между двумя этическими полюсами нет существенного противоречия, лишённая религиозной составляющей «протестантская этика» вполне соответствует побудительным мотивам основоположников движения. Раскрытие внутренних мотивов является необходимым для отслеживания изменений, происходящих в движении СПО на протяжении всего его существования и построении прогнозов дальнейшего развития сообщества.

К сожалению, эпоха тотальной коммодификации[4] не могла не отразиться на составе участников движения СПО, их поведении и основных этических представлениях. Если ранние хакеры являли собой андерграунд IT-отрасли и их мало интересовали нравственные представления большинства, то сегодня участники движения оказываются под неоспоримым влиянием политических проблем, торговых войн, таких движений, как \#MeToo, BLM и аналогичных. Порой это приводит к появлению весьма показательных монстров, например, The Hippocratic License[5] и иных проявлений нравственных взглядов современных разработчиков.

Достаточно вспомнить внушительный список весьма уважаемых членов сообщества, вынужденных его покинуть по весьма надуманным «этическим» поводам.

Может создаться впечатление, что анализ этических представлений разработчиков СПО и побудительных мотивов их участия в деятельности сообщества имеет мало практической пользы. Однако следует понимать, что СПО по модели Р. М. Столлмана всегда было очень специфическим набором этических норм, где доступ к исходному коду был ключом к свободе и защищал эту свободу исключительно копилефт. Однако сегодня мы наблюдаем устойчивое снижение доли копилефтных лицензий, если в 2012 году их было 59% среди всех открытых проектов, то в 2019 году только 33%[6].

Появление на рынке игроков СПО таких гигантов, как Microsoft, Google и других, активное привлечение к работе в свободных проектах full time разработчиков на средства этих гигантов неизбежно приведёт к атаке на копилефтные лицензии и приведение их к виду, устраивающему современную IT-индустрию. Сможет ли выстоять копилефт в это непростое время, покажет будущее. Именно решение этого вопроса определит ландшафт свободного ПО в ближайшее десятилетие.


Протестантская этика Макса Вебера и дух свободного программного обеспечения (Анатолий Якушин, OSEDUCONF-2022)!.jpg

Примечания и ссылки

  1. Стивен Леви. Хакеры: Герои компьютерной революции. Penguin USA. 2001. ISBN: 0141000511
  2. Pekka Himanen. The Hacker Ethic and the Spirit of the Information Age. Publisher: Random House Inc. 201 East 50th Street New York, NY United States ISBN:978-0-375-50566-9
  3. Max Weber. Die protestantische Ethik und der 'Geist' des Kapitalismus. ~1905.
  4. Фелпс, Э. Массовое процветание: Как низовые инновации стали источником рабочих мест, новых возможностей и изменений / пер. с англ. Д. Кралечкина; науч. ред. Перевода А. Смирнов. — М.: Изд-во Института Гайдара; Фонд «Либеральная Миссия», 2015. — 472 с.
  5. Mark Radcliffe. Top 10 FOSS legal developments in 2019. [https://www.synopsys.com/b logs/software-security/top-10-open-source-legal-issues-2019/]
  6. Cliff Saran,~Adrian Bridgwater. The future of open source licences is changing. [1]