Что подтолкнуло беларуских пиратов создать филиал Creative Commons? (Михаил Волчак, LVEE-2014)

Материал из 0x1.tv

Аннотация

Докладчик
Михаил Волчак.jpg
Михаил Волчак

The initiative of belarussian priates to open the Creative Commons affiliate in Belarus is presented.

Covered topics include the analysis of Belarussian copyright law and its incompartibilities with most of open source licenses, as well as proposed steps to initiate its improvement.

Видео

on youtube

Посмотрели доклад? Понравился? Напишите комментарий! Не согласны? Тем более напишите.


Слайды

Что подтолкнуло беларуских пиратов создать филиал Creative Commons? (Михаил Волчак, LVEE-2014).pdf Что подтолкнуло беларуских пиратов создать филиал Creative Commons? (Михаил Волчак, LVEE-2014).pdf Что подтолкнуло беларуских пиратов создать филиал Creative Commons? (Михаил Волчак, LVEE-2014).pdf Что подтолкнуло беларуских пиратов создать филиал Creative Commons? (Михаил Волчак, LVEE-2014).pdf Что подтолкнуло беларуских пиратов создать филиал Creative Commons? (Михаил Волчак, LVEE-2014).pdf Что подтолкнуло беларуских пиратов создать филиал Creative Commons? (Михаил Волчак, LVEE-2014).pdf Что подтолкнуло беларуских пиратов создать филиал Creative Commons? (Михаил Волчак, LVEE-2014).pdf Что подтолкнуло беларуских пиратов создать филиал Creative Commons? (Михаил Волчак, LVEE-2014).pdf Что подтолкнуло беларуских пиратов создать филиал Creative Commons? (Михаил Волчак, LVEE-2014).pdf Что подтолкнуло беларуских пиратов создать филиал Creative Commons? (Михаил Волчак, LVEE-2014).pdf Что подтолкнуло беларуских пиратов создать филиал Creative Commons? (Михаил Волчак, LVEE-2014).pdf Что подтолкнуло беларуских пиратов создать филиал Creative Commons? (Михаил Волчак, LVEE-2014).pdf Что подтолкнуло беларуских пиратов создать филиал Creative Commons? (Михаил Волчак, LVEE-2014).pdf Что подтолкнуло беларуских пиратов создать филиал Creative Commons? (Михаил Волчак, LVEE-2014).pdf Что подтолкнуло беларуских пиратов создать филиал Creative Commons? (Михаил Волчак, LVEE-2014).pdf Что подтолкнуло беларуских пиратов создать филиал Creative Commons? (Михаил Волчак, LVEE-2014).pdf Что подтолкнуло беларуских пиратов создать филиал Creative Commons? (Михаил Волчак, LVEE-2014).pdf Что подтолкнуло беларуских пиратов создать филиал Creative Commons? (Михаил Волчак, LVEE-2014).pdf Что подтолкнуло беларуских пиратов создать филиал Creative Commons? (Михаил Волчак, LVEE-2014).pdf Что подтолкнуло беларуских пиратов создать филиал Creative Commons? (Михаил Волчак, LVEE-2014).pdf Что подтолкнуло беларуских пиратов создать филиал Creative Commons? (Михаил Волчак, LVEE-2014).pdf Что подтолкнуло беларуских пиратов создать филиал Creative Commons? (Михаил Волчак, LVEE-2014).pdf Что подтолкнуло беларуских пиратов создать филиал Creative Commons? (Михаил Волчак, LVEE-2014).pdf Что подтолкнуло беларуских пиратов создать филиал Creative Commons? (Михаил Волчак, LVEE-2014).pdf Что подтолкнуло беларуских пиратов создать филиал Creative Commons? (Михаил Волчак, LVEE-2014).pdf Что подтолкнуло беларуских пиратов создать филиал Creative Commons? (Михаил Волчак, LVEE-2014).pdf Что подтолкнуло беларуских пиратов создать филиал Creative Commons? (Михаил Волчак, LVEE-2014).pdf Что подтолкнуло беларуских пиратов создать филиал Creative Commons? (Михаил Волчак, LVEE-2014).pdf

Тезисы

Введение

Часто можно услышать фразу «Dura lex sed lex» – «Закон суров, но закон». Это древнеримское выражение предлагает нам подчиниться принуждению закона, который может быть неоправданно суров. Но те, кто знакомился с трактатом Цицерона «О законах», встречались с другой не менее интересной парадигмой римского права: «Salus populi suprema lex esto». Это значит, «благо народа – высший закон». В своём докладе автор видит необходимость рассказать, почему современный беларуский закон «Об авторском праве и смежных правах» (Закон «Об авторском праве», ЗоАП, копирайт) слишком «суров», почему он не действует на «благо народа», и что беларуские пираты хотят делать с только созданным филиалом Творческих Общин (Creative Commons).


Справка: Творческие Общины (Creative Commons, СС) – это некоммерческая организация (и одноименные лицензии), занимающаяся разработкой и продвижением гибкого лицензирования для различного вида контента (видео, аудио, графики, текста), как для сети, так и реала. На сегодня лицензии СС признаны в ряде стран мира, также их используют множество популярных сетевых сервисов и публичных баз данных (wikipedia, youtube, flickr, jamendo, slideshare и т.д.)

Деятельность филиалов Творческих Общин (их около 70) может касаться не только интегрирования СС в местное законодательство, но разработки различных программных модулей, баз данных для открытых и свободных систем, организацией конкурсов Википедии, ряд просветительских мероприятий в сообществах авторов, разработчиков, учёных и т.д. Близкие по духу движения: википедия, копилефт, open access, open data.

Запретительная природа копирайта

Копировать, изменять и распространять контент, программы запрещено, если это явно не разрешено правообладателем. Статья 16 ЗоАП гласит, что «…автору или иному правообладателю принадлежит право разрешать или запрещать другим лицам использовать произведение», согласно статье 16 пункту 2 – «переработку произведения для создания производного произведения». Теперь посмотрим, что такое «производное произведение». «Производное произведение – перевод или иная переработка произведения, являющиеся результатом творческого труда, в том числе обработка, обзор, пересказ, аннотация, резюме, реферат, инсценировка, музыкальная аранжировка» (ст. 4 ЗоАП) по сути устанавливает запретительные ограничения на множество форм творчества.

Замедление культурного и интеллектуального обмена

Страх автора опубликовать какие-то данные в образовательных целях создаёт атмосферу, когда публичная циркуляция знаний перестаёт быть безопасной. Несколько примеров из беларуской Википедии. Например, автор статьи сомневается можно ли разместить автограф в статье [1].

Или знаменитый пример, когда из материала удалялась фотография Национальной Библиотеки, т.к. «произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства» согласно Статья 6 ЗоАП тоже являются объектами авторского права. Размещение фотографии архитектурного объекта может быть осуществлено только с письменного разрешения автора проекта этого объекта, пока не истёк срок охраны (см. след. пункт) имущественных прав.

Пример с библиотекой показывает как сокращается (приватизируется) общественное пространство. Библиотека строилась всем миром, а фотографию размещать может только один – правообладатель. В нашей стране на языке википедистов нет «свабоды панарамы».

Экономика рантье

Копирайт даёт монополию. Например, в Беларуси срок этой монополии составляет жизнь автора плюс 50 лет. Согласно статье 20 ЗоАП «Исключительное право на произведение действует в течение жизни автора и пятидесяти лет после его смерти…»

На протяжении этого времени правообладатель не производит ничего нового, просто собирает прибыль из когда-то созданного произведения. Живёт на проценты. Такой подход стимулирует создание перекупщиков «авторских прав», другими словами посредников.

Также усиливают монополистический беспредел организации по коллективному управлению авторскими правами (ОКУП), которые пропускают через себя гигантские суммы денег, а также являются лоббистами крупных корпораций-держателей целых портфелей «авторских прав». Всемирно известные IFPI, RIAA, MPAA, BSA. В Беларуси функциями ОКУП занимается Национальный Центр Интеллектуальной Собственности, которому не чужды многие проблемы подобных организаций. Широко известен пример 2013 года с webmusic.by

Массивный и непонятный большинству создателей контента

Сферу авторского права регулируют различные документы. Статья 3 ЗоАП отсылает читателя (это может быть, например, художник, или дизайнер) прочитать ещё пару (а их десятки) международных договоров: «если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора». Расплывчатые и оценочные формулировки (например, «объективная форма» (ст.1), «оправданный объёмом, целью цитирования, информационной целью» (ст. 32, 33)) ЗоАП запутывают не только обывателя.

Устаревший и вредный

На сегодня ЗоАП не учитывает свойство Интернет, его динамичность, возможности быстрого обмена контентом и выстраивает различные преграды. Чего, например, стоит ограничение беларуского законодательства заключать лицензионные договоры в отличной от письменной формы виде. За бортом закона остаётся набор таких публичных лицензий как Creative Commons (для контента), GNU GPL, BSD, Apache, Mozilla, MIT, CPAL (для софта).

Последняя капля

«Копирайт» – один из самых неэффективных законов. По оценкам Microsoft, 87% беларусов являлись пиратами в 2013 году [2]. 9 из 10 нарушают этот закон. Какие могут быть причины? Закон не соответствует интересам общества? Незнание закона? Финансовая невозможность приобретать дорогие лицензии? Возможность получать гораздо более дешёвые «контрафактные» программы? Не уважение к автору или правообладателю? В этом призван разобраться филиал Творческих Общин.

Филиал Творческих Общин

В конце 2013 года «пиратами», активистами молодёжной организации Фаланстер началась подготовка к официальному открытию филиала (мероприятие пройдёт 29 августа 2014). На сегодня составлена дорожная карта [3], а также запущен проект на площадке Талака [4]. Можно выделить основные три направления на этот период.


  • Во-первых, это комплексное исследование беларуского закона «Об авторском праве» на предмет возможности имплементации публичного лицензирования для обычных и сетевых произведений.
  • Во-вторых, это опубликование и открытое обсуждение данных исследования для всех заинтересованных сообществ.
  • И в-третьих, это создание обновленного закона об авторском праве методом краудсорсинга, а также сбор 1000 подписей в поддержку этих правок через инструменты электронного участия – петицию.

Помимо этого будут проходить лекции, дискуссии по проблемам копирайта, консультации и информационная поддержка проектов использующих свободные лицензии.

Эти шаги с одной стороны наполняют созидательную деятельность пиратов, а с другой – делают возможным через присутствие филиала Сreative Сommons дополнительно вовлечь беларуское общество в мировой цифровой контекст.

CC Belarus.jpg

Abstract licensed under Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International license

Примечания и отзывы


Plays:72   Comments:0