Использование пакета Blender при работе над анимационными проектами (Виктория Бабахина, LVEE-2015)
Материал из 0x1.tv
Содержание
[убрать]Аннотация
- Докладчик
- Виктория Бабахина
The article gives an overview of the free software usage in film-making industry.
It covers all the basic steps of creating an animated film with specifics related to Blender.
Видео
Посмотрели доклад? Понравился? Напишите комментарий! Не согласны? Тем более напишите.
Слайды
Тезисы
Введение
При работе над анимационным проектом перед художником-аниматором часто возникает ряд весьма нетривиальных задач. Если речь идет не о крупной студии, то аниматор часто становится и художником по фонам, и моделлером, и компоузером, и даже специалистом по видео-монтажу. В таких условиях очень важно иметь под рукой удобное программное обеспечение, позволяющее выполнять как можно большее количество задач из разных областей создания готового мультипликата, обладающее при этом достаточной интерактивностью, удобством в обращении и, что весьма важно, адекватной ценой. Здесь мы рассмотрим, как с этой ролью справляется пакет Blender.
Задачи
Вот лишь небольшой перечень задач, с которыми может столкнуться в работе художник-аниматор: создание фонов, моделирование и анимация трехмерных объектов, анимация двухмерных объектов и кривых, создание эффектов, работа с motion-графикой, композитинг.
Выбор рендера
Перед началом работы часто встает вопрос о том, каким рендером пользоваться. Blender предоставляет для работы следующие:
- Internal. Рендер, более старый, чем Cycles, не фотореалистичный. Internal — это рендер с допущениями. К его несомненным плюсам можно отнести то, что он позволяет рендерить дым, волосы, ночные пейзажи и т. д., при рендере на CPU он значительно быстрее, отлично справляется со стилизованной картинкой, motion-графикой, стилизацией под 2D и со всем, где не нужен реалистичный рендер. Из минусов — больше работы с настройками материалов, рендер с допущениями, и в нем нет глобального освещения и цветных рефлексов.
- Cycles. Плюсы: фотореалистичный рендер, быстрая и более удобная настройка материалов, просчет на GPU, что более удобно для графики, рендер, удобный для работы с интерьерами. Минусы — много проблем с шумом при рендере, трудности с рендером частиц и OSL.
- Freestyle render. Предназначен для стилизации под 2D-изображение.
Freestyle генерирует двумерные линии из набора объектов, линии могут быть стилизованы различными способами (разные цвета и толщины или добавление случайной неровности) для создания художественного (рисунка от руки) или технического (чертёжного) стилей. Freestyle может использоваться как дополнение к другим рендерам. Freestyle для Blender имеет два дополнительных режима для стилизации линий: параметрический редактор и режим программирования Python.
3D — моделинг, риггинг, текстуры, анимация
Основная функция пакета Blender — это работа с 3D-графикой. При работе над мультипликационным проектом, работа с трехмерной графикой бывает нужна даже в тех случаях, когда речь идет исключительно о 2D-анимации. К примеру, при создании фонов для упрощения и ускорения рабочего процесса бывает удобно сделать трехмерную модель сцены и рендерить нужные ракурсы при необходимости и в нужном количестве. Для сглаживания разницы между трехмерным фоном и нарисованными плоскими персонажами удобно использовать Freestyle-рендер, о котором шла речь ранее.
Часто более трудоемким является создание трехмерной модели персонажа. Обычные этапы создания трехмерного персонажа выглядят так: Подготовительный этап — сбор референсов, работа над образом персонажа в эскизах, создание листов персонажа.
- Моделирование и текстуры — непосредственная работа над моделью.
- Риг и лицевой риг — оснащение персонажа скелетом и мимикой.
- Липсинк — создание речевой анимации и фонем.
В блендере есть возможность автоматизировать процесс, соответствующий последнему пункту. Для этого необходимо провести подготовительный этап — создать шейпы движения губ, соответствующие определенным буквам, и грамотно их переименовать. Затем требуется помощь стороннего приложения для кодирования звука — такой например, как Papagayo. В стороннее приложение загружается звуковой файл с текстом, который считывается и кодируется в формат, пригодный для чтения Blender. Результат загружается в Blender, с помощью специального плагина привязывается к модели и автоматически создает ключевые кадры с анимацией.
2D-анимация и motion-графика
Помимо работы над 3D-анимацией, Blender располагает обширным инструментарием для работы с 2D-графикой, который постепенно расширяется и развивается — порой в весьма неожиданных направлениях.
Ранее уже было сказано о рендере Freestyle, позволяющем создать имитацию рисованной анимации. Помимо стилизации во Freestyle, в Blender возможна работа над настоящими 2D-марионетками. С помощью плагина «Import image as plane» в блендер загружается персонаж — это можно сделать либо по частям, либо и одним изображением, чтобы выполнить его нарезку уже в Blender. Затем марионетка оснащается скелетом и анимируется.
Еще один прием, который способен сильно выручить при работе не только с двумерной анимацией, но и с motion-графикой — это анимация процедурных текстур. С ее помощью сложно получить реалистичные эффекты, какие получились бы при работе с симуляторами огня, дыма или воды; однако когда речь идет о более стилизованной графике, процедурные текстуры становятся незаменимы. К несомненным плюсам работы с ними относится высокая скорость просчета, отсутствие рывка движения при окончании цикла анимации, возможность сделать анимацию любого размера без потерь качества.
В последнее время появился еще один, весьма неожиданный способ работы с 2D-анимацией в Blender — grease pencil. Изначально это была довольно удобная, но далекая от анимации функция рисования в окне программы. С ее помощью можно было выделить для себя важные моменты при моделировании, наметить траекторию будущей анимации и другие вещи, полезные в работе. И так было до выхода мультипликационного фильма «For You», созданного в технике покадровой анимации исключительно с помощью grease pencil.
Композитинг
Изображение, получаемое непосредственно после рендера — далеко не финальный результат. Огромное количество работы над изображением ведется на этапе постобработки — композитинга.
Финальная картинка при рендере — это финальная работа сочетания огромного количества слоев. То есть, даже если не ведется специальная работа над композитингом, он все равно ведется глубоко на уровне кода. В Blender эти слои называются пассы. Пассы позволяют влиять на свет, тени, переотражения, блики, цвета, материалы, маски, глубину и многое другое.
Работа с пассами — это не все, что можно осуществить при композитинге. С помощью различных входных нодов возможно, к примеру, заменить фон на изображение, сократив таким образом время рендеринга в разы. Также возможно разделить объекты рендера из одного изображения в разные слои и рендерить по отдельности все или несколько объектов сцены.
Помимо прочего, при композитинге есть возможность работы с масками (когда необходимо убрать, вставить или выделить какую-то определенную часть изображения), кеингом (замена однотонного яркого фона на что-то иное), трекингом (определение местоположения объектов с помощью камеры и последующая работа с полученными точками).
Таким образом, от раннего этапа создания фильма до постобработки Blender будет полезен художнику-аниматору и, обладая огромным количеством полезных функций, поможет справиться в том числе с довольно сложными и нетривиальными задачами.
Примечания и отзывы
Plays:91
Comments:0